Виды современных конструкторов. Виды детских конструкторов Виды конструкторов
В наше время конструкторы на рынке представлены в огромном количестве, разных видов для разных возрастов и из различных материалов. С каждым годом появляются все более необычные новые модели. Рассмотрим некоторые примеры популярных игровых наборов и роль родителей в детской игре.
Кубики
Кубики сейчас бывают как из текстиля, так и из пластмассы и из дерева. Они в первую очередь развивают причинно следственные связи между предметами, а также образное и трехмерное мышление, помогают ребенку познакомиться с различными формами и цветами. Например, популярнейшей игрушкой стали волшебные кубики Smoby Cotoons.
Помните, что малыши, знакомясь со своими первыми игрушками, только учатся играть и познавать мир, поэтому для ребенка очень важны ваши помощь и участие. Родители должны показать детям возможность конструкторов и при этом быть готовыми к тому, что поначалу ребенок будет настроен преимущественно на разрушение. Ваше взаимодействие и общение – важнейшее составляющее игры, соберите простейшие конструкции – башенка, дорожка, лесенка, комментируйте свои действия, описывайте расположение деталей, называйте цвета и формы.
Строительные наборы
В подобных игровых наборах присутствуют различные блоки и фигуры: бруски, арки, кирпичи, цилиндры, дуги, треугольники и конусы. С помощью подобного комплекта можно построить просто башню, а можно проявить фантазию и изобразить целый замок с крышами и окнами. Как и кубики, такой конструктор подойдет для игр с самого раннего возраста. К примеру, замок из кубиков Hape.
Строительные наборы – хорошая основа для сюжетно-ролевых игр с ребенком, а также в возрасте от трех лет это база для большого числа заданий на повторение, конструирование по нарисованному образцу и т.д. Для всех этих возможностей конструкторов родители должны включиться в игру.
Lego
Один из самых распространенных видов конструкторов, собственно это первое, что приходит в голову при произнесении самого слова «конструктор». Яркого цвета блоки одеваются друг на друга специальным образом, создавая устойчивые сооружения. Конструктор марки Legoможно приобретать в любом возрасте, ведь множество наборов имеют разную сложность, тематику и размер деталей в соответствии с возможностями и интересами детей. Всего в мире на данный момент выпускается свыше 600 различных наборов Lego. Начать знакомство с миром блоковых конструкторов можно приобретя Lego Duplo Игровая коробка Делюкс.
Интерес к конструкторам Lego стимулируется тематическими музеями, выставками, а также мультфильмами и компьютерными играми, где герои - часть определенных тематических наборов, например посвященных миру волшебников Джоан Роулинг. Есть даже отдельны термин - lego-анимация.
Болтовой
Болтовые конструкторы могут быть пластмассовыми, а могут быть металлическими. В таких конструкторах нужно что-то куда-то вкручивать для соединения. Поэтому такая игрушка подойдет малышам не раньше пяти лет. Но даже в таком возрасте не обойтись без помощи взрослых. К примеру, Banbao Hi-Tech Racer 01. Подобные игрушки дают более точное представление о механизмах, могут выявить и развить задатки будущего механика, инженера.
Магнитный
Такой конструктор помогает развить фантазию и воображение. Детали соединяются между собой при помощи магнитов. Подходит для ребят старше трех лет из-за имеющихся мелких деталей. Например, Geomag Kids Color 66 Pink – выглядит очень футуристично, помогает мыслить нестандартно и развивать креативность.
Трансформеры
Нестанартные игрушки для мальчиков (а также для девочек, если дочке интересны подобные конструкторы, то постарайтесь не навязывать ей выбор игровых наборов по гендерному признаку) способные «трансформироваться» из одного объекта в другой. Например, робот превращающийся в автомобиль или дракона не оставит равнодушным ни одного фантазера. Обратите внимание на такой вариант – конструкторы Mega Bloks имеют в своей коллекции множество роботов-трансформеров и других захватывающих наборов. К примеру, игровой набор Артиллерийское орудие.
Электронный
Такие конструкторы содержат электросхемы и требуют для игры определенных знаний. Они подходят школьникам, но не исключено, что понадобится помощь папы. С помощью такого набора можно собрать звуковые и световые устройства, приборы для измерения чего-либо, а также транспорт или роботов. Например, Знаток, 999 деталей поможет обнаружить в вашем чаде юного физика.
Конструктор - одна из развивающих игрушек для ребенка. Они бывают простыми и сложными. Можно выбрать подходящий вариант для ребенка любого возраста. А что же сегодня предлагает нам рынок товаров? Виды конструкторов, а также их особенности и самые популярные фирмы-производители мы освятим в этой статье.
Кубики
Самый популярный вид конструктора - это кубики. Дети начинают играть в них с 2 лет. Правда, в этом возрасте им интересно складывать 6-8 кубиков, на большие постройки у них не хватает зоны внимания. Но постепенно дети растут, и уже в детском саду они создают из модулей целые дворцы. Кубики - это один из самых популярных видов конструктора в детском саду. Что может быть проще - посадить 3-4 детей, и пусть они занимаются. Но так думает только неопытный воспитатель. Ведь дети не все хорошо социализированы и не каждый из ребят умеет делиться. Так что, помимо мелкой моторики и воображения, кубики могут развивать и нравственные качества ребенка. Он может помочь своему соседу сделать в доме перекрытия или построить крышу.
Дети очень любят ломать свои поделки. Делают они это не со зла, им просто интересно, что же находится внутри конструкции. В этом плане кубики - очень удобная игрушка. Из них можно собирать, а потом ломать домики, а потом снова собирать.
Мягкие
Такой вид конструктора редко покупают родители своему чаду. Мягкие модули слишком объемные, и им не место в обычной квартире. А вот для детских садов и частных детских центров этот вид конструктора подходит идеально. На большой площади ребенок может построить из мягких модулей себе целый дом. Такой конструктор играет больше развлекательную, чем развивающую роль. Маленькому ребенку сложно целиком охватить взглядом деталь конструктора, а большим детям такой вид развлечения уже неинтересен.
Строительные наборы
Один из самых популярных таких конструкторов - "Лего". Виды его могут быть разнообразны. Есть наборы, включающие в себя разнокалиберные детали (кирпичики, кубы, пластины, бруски и крышу), а есть те, которые состоят только из кирпичиков или кубиков. Лучше брать тот вид конструктора, который состоит из разных форм. Такая игрушка придется по вкусу и маленькому ребенку, да и когда чадо подрастет, интерес к "Лего" не потеряется. Все детали конструктора имеют своеобразное крепление. Чтобы собрать какую-либо форму, придется постараться. Поэтому лучше научить ребенка сначала складывать кубики и только потом переходить на "Лего". Дом, собранный из кубиков, ломается легко, а вот конструкцию, сложенную из пластиковых деталей, сломать не так-то просто. И ребенок к этому должен быть готов. Дарить "Лего" детям лучше тогда, когда им исполняется 4-5 лет.
Тематические наборы
Среди таких видов конструкторов "Лего" лидирует. Конечно, сейчас есть много китайских подделок, которые копируют принцип сбора легендарной игрушки и даже совместимы с ней, но запчасти быстро тускнеют и ломаются. Поэтому все же стоит переплачивать за качество. Среди тематических наборов есть возрастные разграничения. Конструкторы предназначены для детей от двух лет. Для самых маленьких строителей "Лего" предлагает большие цветные детали, из которых можно построить любую архитектурную форму. Для детей постарше тематические конструкторы представлены в виде черепашек Ниндзя или героев звездных войн. Но Лего производит конструкторы не только для дошкольников. Для детей 9 лет можно приобрести набор «шедевры мировой архитектуры». Детали в таком конструкторе мелкие, а сам процесс сбора будет занимать не один свободный вечер.
Электронные
Такие конструкторы будет интересно собирать не только детям. Многие мамы, которые уже успели подзабыть физику, могут присоединиться к познавательному процессу. Большинство предполагает сбор какого-либо прибора. С ребенком можно изготовить настоящее радио и объяснить ему просто и быстро, что такое электрическая сеть. Причем в процессе такой развивающей игры даже не придется пользоваться паяльником. Такой вид конструктора поможет ребенку лучше учиться в школе, а также получить начальные знания по физике и по химии.
Магнитные
Такой вид конструкторов очень оригинален. Из магнитных квадратиков можно строить любые конструкции и легко преобразовывать плоские объекты в объемные. С такой задачей может справиться даже ребенок 3-х лет. С помощью магнитного конструктора можно изучать с детьми цвета, а также простые и сложные геометрические формы. Не стоит бояться, что ребенок может разобрать детали конструктора на части. Если вы купите качественный набор, сломать его детали будет просто невозможно.
Конструкторы с болтовым соединением
Дети любят разбирать игрушки на части. Набор с болтовым соединением - тот вид конструктора, работа с которым позволяет это делать. Вы можете приобрести машинку или самолётик, и ваш ребенок с удовольствием сможет посмотреть, что у игрушки внутри. В наборе идет небольшая отвертка. Все детали довольно большие, но если ребенок имеет привычку пробовать все на зуб, то лучше его не оставлять наедине с таким конструктором.
Из чего изготавливают конструктор
Самыми популярными материалами являются пластик, дерево и металл. Часто все эти составляющие можно найти в одном конструкторе для детей. Виды развивающих наборов разнообразны, и каждый из них отвечает определенной цели. Деревянные кубики подходят для маленьких деток, которые только начинают познавать этот мир. "Лего" идеален для детей от 3 лет, которые уже могут самостоятельно построить дом, забор, площадку или замок. А вот металлические конструкторы лучше приобретать для школьников.
Какой конструктор выбрать ребенку
Родители должны знать предпочтения своих детей. Если мама с папой заходят подарить своему ребенку конструктор, то они должны учитывать, насколько интересна будет эта игрушка для их чада. Ведь не все дети любят сложную и кропотливую работу. Несмотря на нужен всем без исключения. Ведь именно с помощью этой игры родители легко смогут научить ребенка различать цвета, а также развить внимание, моторику и усидчивость.
Виды конструкторов для детей, которые предпочитают пассивным играм активные, должны быть большими и яркими. С такими блоками можно бегать и играть. На мягких модулях можно прыгать, а собрав себе горку, ребенок сможет на ней покататься.
Для усидчивых детей лучше приобретать "Лего". Им понравится долгими часами собирать роботов, корабли или замки. А также придумывать детские площадки и выстраивать улицы. Для детей старшего возраста можно приобрести уже полноценные модели. Такие конструкторы понравятся даже взрослым. Главная цель этой игры - собрать прототип военного корабля, гоночной машинки или дореволюционного паровоза.
Для любознательных ребят отличным вариантом станут электронные конструкторы. А также такую игрушку можно подарить активному ребенку, с целью его увлечь чем-то, кроме футбола и догонялок.
Популярные производители конструкторов
"Лего" занимает одно из лидирующих мест по производству детских игрушек. Эта марка знаменита во всем мире. Виды детских конструкторов, которые выпускает "Лего", отличаются разнообразием и хорошим качеством.
"Самоделкин" - отечественный производитель, который изготавливает наборы из металлических запчастей. Такой конструктор поможет собрать ребенку поезд, самолет или теплоход. Подходят такие наборы для младших и старших школьников.
"Магнетик" и "Смартмакс" производят магнитные конструкторы. Эти фирмы популярны своей качественной продукцией, которая не ломается и не выцветает.
"Знаток" - это отечественный конструктор, который поможет ребенку познать азы физики и химии. Электронный конструктор будет интересен как детям, так и родителям. Но оставлять ребенка один на один с такой игрушкой не стоит.
Как конструктор. Сегодня производством детских конструкторов занимаются сотни фирм. Но какие из представленных на рынке брендов можно считать лучшими? Ведь, как-никак, для ребенка выбираем…
1
Название – это производное от «Leg Godt», что в переводе с датского означает «играй хорошо». Эта компания на рынке с 1949 года, и за это время LEGO создала не только неповторимый мир детского конструктора, но и игры, конкурсы, фильмы и парки развлечений. Наборов LEGO сегодня уже более 100 видов, это и конструкторы на разные темы, и наборы по мотивам популярных кино- и мультфильмов. Основой конструктора являются разноцветные пластмассовые кирпичики, маленькие фигурки различных героев и т.д. Всё, что соберёт ребёнок, после разбирается и собирается нечто иное, и так без повторений много раз. Все наборы совместимы друг с другом, и, накапливая несколько разных, ваш ребёнок может выстроить целую империю. Единственный минус LEGO – это существование великого множества подделок. Будьте внимательны при покупке.
2
В последние годы электронные конструкторы «Знаток» — лучшее, что есть на рынке игрушек для детей школьного возраста. С ним ваш ребёнок не только освоит азы электроники, но и сможет самостоятельно собрать более сотни различных приборов. К примеру, настоящий радиоприёмник! Безопасность, простота сборки (без пайки) и эффективность схем – «Знаток» подарит чудесное времяпрепровождение ребёнку, интересующемуся наукой и техникой.
3
Компания производит обучающие конструкторы для детей от 1 года до 5 лет. Для мальчиков и девочек существуют различные наборы. Из крупных, ярких деталей дети с лёгкостью собирают различные конструкции с фигурками людей, животных и т. д. Цифры и буквы на деталях позволяют в процессе составлять слова и числа. Также популярны наборы для детей от 7 лет – это модели техники и зданий из популярных детских игр и фильмов.
4
Китайский производитель вошёл в наш список благодаря интересным решениям в своих игрушках и очень высокому качеству. Конструкторы этой фирмы ребёнок может собрать и разобрать буквально по винтикам. Для этого в комплекте идут и специальные инструменты. Автомобили-матрёшки, животные-роботы, домики-трансформеры – всё это новый взгляд на детский конструктор, который, судя по спросу, пришёлся детям по душе.
Этот детский набор позволяет собирать конструкции без участия взрослых благодаря простоте схем сборки. Также выгодно выделяется ценой. Конечно, яркость и качество деталей несколько ниже, чем у подобных импортных наборов, но для многих семей именно выгодная цена является решающим фактором при покупке. В целом популярность «Города мастеров» на уровне ведущих производителей.
6
Знаменитая немецкая фирма специализируется на конструкторах из дерева. Развивающие наборы для самых маленьких деток — это классические кубики разных форм и цветов для постройки зданий. По качеству и задумке конструктор просто замечательный, заставляющий малыша и, главное, думать – ведь если действовать неаккуратно, то высоких строений не построить. Мелкая моторика, координация, знакомство с формами, цветами, мышление и логика – вот на какое развитие направлен этот с виду простой деревянный конструктор.
7
Этот конструктор будет интересен любознательным школьникам. Большинство моделей рассчитаны на возраст от 7 до 13 лет. Но и младшим детям и старшим ребятам тоже будет над чем призадуматься. Динамический конструктор GIGO откроет детям экологические способы выработки энергии и поможет освоить их на практике. Энергия солнца, ветра, воды, соли и т. д., воплощённая в технике и снабжённая простыми схемами сборки – вот почему конструкторы «Гиго» стали очень популярны у детей среднего школьного возраста.
8
Огромный потенциал для детского творчества содержится именно в этом конструкторе, который рассчитан на возраст от 3 лет и старше. В конструкторе всего пять видов деталей своеобразной формы, крепящихся между собой без специальных приспособлений (винтов, гаек и подобного). Таким образом ребёнок создаёт всё, что пожелает, без ограничений конструкции: от дерева и динозавра до настоящего велосипеда, и всё это — из одного комплекта конструктора. Чем больше этих интересных деталей у ребёнка, тем большие конструкции он сможет построить. Как мальчики, так и девочки, используя только своё воображение, могут создавать и обучаться одновременно!
9 «Meccano» (Франция)
Этому бренду более 100 лет! Может быть, этим и объясняется абсолютная непохожесть конструкторов этой фирмы. В некоторых наборах есть даже резиновые детали, которые вполне совместимы с такими же пластиковыми и металлическими. Качество на самом высоком уровне! Конструктор служит долго и не ломается в течении многих лет — так описывают его довольные родители. Все наборы снабжены электромоторчиками, и собранная ребёнком модель, будь то машина или робот, двигается и управляется при помощи специального пульта. Единственным минусом, который также выделяют сами родители, является высокая цена. Но за качество везде нужно платить…
10 «Quercetti» (Италия)
Завершают наш топ «итальянские шестерёнки»! Очень необычный, яркий конструктор для детей от 3 до 12 лет. Набор шестерёнок, цепочек, втулок и других деталей, служит для создания различных зубчатых передач, с очень динамичным движением. Также фирма выпускает мозаики различной сложности, что также поможет в разностороннем развитии ребёнка.
Покупайте детям конструкторы, а не просто игрушки – у ребенка всегда должен оставаться простор для творчества!
Каждого ребенка с детства окружают игрушки. Игра является одним из способов познания окружающего мира.
Хорошая игрушка должна не только приносить удовольствие, но и развивать. Различные разновидности детских конструкторов справляются с задачей в любом возрасте.
Преимущества
Все на свете состоит из составных частей. Во время возни с деталями, малыш осваивает и развивает полезные способности. Среди них:
- Мелкая моторика;
- Внимание;
- Усидчивость;
- Умение решать задачи, находить взаимосвязи.
Разные виды конструкторов для детей помогут на всех этапах взросления сформировать и укрепить различные навыки, компетенции.
Конструктор собирается из разрозненных деталей в целую картинку или предмет. Помогает ребенку разбираться в устройстве окружающей реальности, учит решать задачи. Обычная игрушка быстро надоедает.
Разнообразные виды детских конструкторов позволяют создавать множество игрушек, постоянно переделывать старые, придумывать новые модели.
Разновидности
Конструкторы разделяются по возрасту и принципу сборки деталей. Выпускаются тематические наборы, более подходящие для мальчиков или девочек. Информация об игрушке должна быть четко указана на упаковке:
- Для какого возраста предназначена;
- Что из себя представляет;
- По какому принципу собирается.
Чем старше ребенок, тем сложнее предлагаемые задачи, мельче детали. Какие бывают конструкторы для детей, зависит от их возраста.
Для детей от 6 месяцев
Начиная с полугода, малыши начинают осознанно пытаться играть с различными предметами. Для первых конструкторов характерны приятные цвета.
Детали крупные, приятные на ощупь, в небольшом количестве, чтобы не запутать карапуза. Приоритетом является безопасность. Никаких острых краев, торчащих частей. Легко моются в теплой воде с мылом.
Примером может служить набор «Танцующая пирамидка» от израильской компании Брадекс. 6 больших чашек с мягкими выступами собираются в качающуюся башню.
Высота зависит от ловкости сборщика. Блочный конструктор, в котором детали ставятся друг на друга, без жесткой фиксации.
Старше 9 месяцев
К формам добавляются конструкторы-игрушки в виде машинок, животных. Желательно, чтобы родители играли вместе с ребенком.
Называли объекты игры, показывали их функции. Становясь старше, малыш начинает фантазировать. Придумывает истории для своих фигурок и домиков.
На помощь приходят конструкторы Вандерворлд. Деревянные раскрашенные части надежно крепятся между собой. Породы дерева и краска нетоксичны, экологически чистые.
Детали можно собирать по образцу или применять фантазию. Создавать экзотические комбинации, жирафа с туловищем льва и лапами слона.
Малышам от года
После 12 месяцев дети постепенно осваивают речь. Конструкторы начинают усложняться. Появляются:
- Дома;
- Предметы быта;
- Фигурки людей.
Игрушки имитируют мир взрослых. Изображают профессии, разыгрывают действия с предметами.
Разнообразием радует продукция компании Мега Блокс. Большие детали удобно соединяются, не вызывая раздражения. Замки, персонажи мультфильмов, развозные фургончики с продуктами помогут в освоении новых слов, понятий.
Набор «Веселая Пекарня» позволяет почувствовать себя маленьким поваром. Готовка игрушечных сладостей придется по душе как мальчикам, так и девочкам.
От 2 до 5 лет
В детскую жизнь приходят герои любимых мультфильмов. Игры становятся более осмысленными. Ребята начинают разыгрывать различные сюжеты, придумывать фантастические миры.
Разновидности конструкторов для детей пополняются новыми видами. Появляются комбинации из механизмов, зданий и фигурок человечков.
Детали становятся мельче, но все еще безопасных размеров, не вызывают риска произвольного попадания в дыхательные пути.
Известный бренд Лего представляет серию Duplo, специально предназначенную для детей от двух лет и старше.
В каталоге представлено множество как нейтральных персонажей, так и известных героев с различными аксессуарами. Дети могут придумывать продолжение любимых историй с большого экрана или сочинять свои.
От 6 до 12 лет
В творчестве появляются первые инженерные элементы. Крепление металлических реек с отверстиями на болтах, сборка движущихся механизмов.
Конструктор начинает представлять интересную техническую задачу с различными вариантами решения. Становятся доступными сложные пазлы с большим количеством мелких деталей.
Продукты серии Лего подстраиваются под задачи и возраст ребенка. Duplo сменяется классическими деталями более мелкого формата. Растет количество частей, объектов и фигурок в одной упаковке.
Появляются конструкторы, формирующие из отдельных наборов целые города с развитой игрушечной инфраструктурой. К героям мультфильмов присоединяются известные фантастические киноперсонажи — Бэтмен, Человек-Паук, Трансформеры.
Для подростков
Пропадает боязнь, что ребенок проглотит мелкую деталь, сможет поранить себя игрушкой. Конструкторы начинают формировать технические компетенции.
У изделий появляются моторы, сложные узлы, взаимодействующие схемы. Продвинутые продукты можно встретить в кружках робототехники, получивших в последние годы широкую популярность.
Переходом от детского увлечения к серьезному хобби служат сборные модели техники:
- Кораблей;
- Самолетов;
- Боевых машин.
Состоят из множества мелких деталей. Требуют до нескольких месяцев на сборку.
В процесс входят покраска, склеивание. Результат подобной работы напоминает сувенирную модель.
Можно выставить получившееся изделие на полку, вызывая восторг мастерством сборщика у людей всех возрастов. На отечественном рынке большой популярностью пользуются сборные модели от компании Звезда.
Конструкторы сопровождают ребенка в течение всего периода взросления. Выбирая конкретную модель, нужно учитывать увлечения маленького человека.
Сборные игрушки подстраиваются под его интересы, развивая в каждом возрасте необходимые умения.
Более подробно об этом можно узнать в интернете. Например, на данной странице у вас есть возможность ознакомиться с тем, что из себя представляют конструкторы для детей https://0-plus.ru/konstruktori/ либо на другом ресурсе по вашему желанию.
Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под
детским конструированием
понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование
является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются
конструктивные задачи
. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование
может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.
Виды конструирования в детском саду
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.