Как развивается ребенок от рождения до года. Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам. Возрастные этапы развития ребенка
Первый год жизни ребенка очень важен для каждого малыша. Он определяет дальнейшее эмоциональное и психическое, умственное и физическое развитие детей. В этот период формируются иммунитет и нервная система, организм адаптируется к окружающему миру. Новорожденный быстро растет и развивается, прибавляет в весе и росте, осваивает новые навыки. Он постепенно учится ходить и говорить.
При этом для каждого возраста характерны новые знания и открытия. Норма веса, роста и других физических характеристик достаточно условна. Для каждого грудничка свойственны индивидуальное развитие, параметры и нормы, которые помогает определить и контролировать педиатр. В этой статье мы рассмотрим календарь развития ребенка по месяцам с рождения до года. И подробно узнаем, что должен уметь ребенок по месяцам.
Первый месяц
В первые недели жизни ребёнок спит 60-80% времени. На этом этапе для младенцев важно постоянное присутствие мамы рядом и своевременное кормление грудным молоком. Поэтому кормящей маме важно . Особое внимание уделяется для недоношенного новорождённого, которому дополнительно назначают специальные молочные смеси.
Несмотря на то, что кроха практически все время спит, для нормального развития важно уделять внимание прогулкам на свежем воздухе. Во время бодрствования купайтесь и принимайте ванны, делайте массаж и гимнастику для новорожденных. Кроме того, нужно приучить малыша к режиму день-ночь.
В первый месяц жизни малыш умеет:
- Плакать и улыбаться;
- Узнавать голос, запах и прикосновения мамы;
- Совершать микродвижения, активно двигать руками и ногами;
- Различать яркие цвета, рисунок в полоску и в клетку;
- Фокусировать взгляд на лице взрослого человека или на ярком неподвижном предмете и следить за движущимся предметом. Для развития этого навыка можно повесить в коляску или над кроваткой подвесную игрушку;
- Произносить звуки в такт речи говорящего и различать особенности звуков;
- Приподнимать и удерживать головку несколько секунд, лежа на животике.
В первый месяц кроха набирает по 90-150 грамм в неделю. Таким образом к началу второго месяца жизни вес ребенка в среднем увеличивается на 0,4-0,7 кг по сравнению с массой при рождении. При этом днем он кушает каждые два часа, ночью грудничка прикладывают по три-пять раз.
Второй месяц
Второй месяц – стадия “оживления”, когда кроха уже начинает различать эмоции взрослых и становится активнее. Ближе к концу этого периода набор веса составляет примерно 800 грамм, а рост увеличивается на три сантиметра. В этом возрасте становится больше обхват груди и окружность головы ребенка. Кроме того, в два месяца малыш уже умеет следующее:
- Поднимать и недолго держать голову (10-20 секунд);
- Разводить руки в сторону и переворачиваться с бока на спину;
- и произносить звуки “а”, “о”, “у”, сочетания “агу”, “ага” и “бу”;
- Сосредотачивать и удерживать взгляд на неподвижном предмете, который находится на расстоянии до полутора метров;
- Следить взглядом за предметами и пытаться дотянуться до предмета;
- Поворачивать голову на источник звука и искать источник звука глазами;
- Хватать и удерживать легкий предмет до 30 секунд;
- Приподнимать грудь на несколько секунд, лежа на животе;
- Воспринимать красный, желтый, оранжевый, черный и белый цвета.
В два месяца у ребенка все больше развивается мимика интонации. У малыша улучшается координация движений, наблюдается речевое развитие, развитие слуха и зрения. Однако грудничок пока еще не слышит все звуки, не может фокусировать взгляд на быстро передвигающихся предметах и долго удерживать что-то руках.
Третий месяц
Для этого периода характерно осмысленное выражение эмоций, проявляются индивидуальные интонации голоса, начинает развиваться обоняние. Теперь грудничок может узнавать маму не только по прикосновениям, голосу или внешнему виду, но и по запаху. Кроме того, в этом возрасте формируется взаимосвязь между слухом и зрением.
Ребенок к трем месяцам должен научиться делать следующее:
- Управлять собственными руками;
- Брать и удерживать игрушки в руках, подносить предметы к собственному лицу, тянуться к подвешенным игрушкам руками;
- Переворачиваться со спины на бок, со спины на живот и с живота на спину;
- Приподниматься на локтях, лежа на животе;
- , лежа на животе;
- Смеяться в голос;
- Фиксировать взгляд на игрушке, мелких предметах и крупном узоре, следить за движением крупных объектов;
- Замечать предмет в положении лежа на спине, на боку и на животе, на руках у взрослого человека;
- Вслушиваться в звук погремушки и поворачивать голову к источнику звука;
- Смотреть на говорящего человека и вслушиваться в музыку, пение и т.д..
Увеличиваются рост и вес ребенка. Наблюдается повышение массы тела на 700-800 грамм, рост увеличивается на 3-3,5 сантиметра. Движения рук и ног младенца становятся более координированными, а сами малыши – более подвижными. Они легко переворачиваются со спины на живот и обратно.
Четвертый месяц
Развитие ребенка в четыре месяца характеризуют активность и повышенная оживленность. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинает узнавать и реагировать на свое имя.
Таким образом, кроха может:
- Узнавать знакомые лица и голоса людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
- Узнавать предметы и игрушки, выделять любимые;
- Хватать и удерживать предметы, при этом хватание уже не рефлекторное, а целенаправленное;
- Самостоятельно трясти погремушку;
- Приподниматься на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
- Поддерживать бутылочку при кормлении;
- Произносить первые слоги и повторять за говорящим;
- Прислушиваться к музыке и качать головой в такт, выделять и предпочитать конкретные мелодии;
- Различать яркие цвета и чистые оттенки;
- Складывать ладошки и хлопать. Кстати, поможет старая игра в ладушки.
Вес ребенка имеет прибавку в 700-750 грамм, рост увеличивается на 2-2,5 сантиметра.
В этом возрасте заметно прогрессирует развитие слуха и зрения. Для игр начинают использовать карточки с картинками. Кстати, дети в четыре месяца хорошо воспринимают звуки, которые имитируют звуки животных.
Пятый месяц
В пять месяцев многие родители перемещают кроху в манеж, практикуют игры и упражнения для развития мелкой моторики. Правильные занятия ускорят развитие речи, и малыш начнет скорее говорить. Для игр выбирайте яркие цветные погремушки и музыкальные игрушки, мешочки и мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики, коврики и лоскутные одеяла.
В этом возрасте ребенок может:
- Узнавать игрушки и мелодии, рассматривать картинки;
- Следить за движениями предметов и человека;
- Произносить звуки и некоторые слоги, пытаться повторять слова за взрослым;
- Хватать и удерживать предметы, тянуться к игрушке и трогать руками;
- Самостоятельно занимается игрушками до десяти минут;
- Пытаться сесть, подтягиваясь на руках;
- Поднимать руки и ноги, лежа на спине, и рассматривать собственные части тела;
- Различать и воспринимать до шести цветов одновременно.
Отметим, что после пяти месяцев увеличение веса и роста ребенка снижается. Дело в том, что ребенок начинает вести более активный и подвижный образ жизни. Кроме того, в том возрасте у некоторых малышей уже прорезываются . Как правило, это происходит в шесть-семь месяцев. Но нет ничего страшного, если они появятся раньше.
Шесть месяцев
Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.
В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:
- Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
- Самостоятельно и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
- Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
- Знает и произносит до 40 различных звуков;
- Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
- Садится при помощи взрослого и самостоятельно.
Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.
Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете .
Семь месяцев
В этом возрасте малыш становится настоящим непоседой. Он начинает различать предметы и может показать на них. В этом возрасте кроха начинает делать первые шаги, уверенно сидит и самостоятельно ползает, в том числе и назад. Малыши в этом возрасте любят купаться. Можно приучать ребенка к плаванию и купанию, делать специальные ванночки с морской солью, хвоей и травами.
Таким образом, в семь месяцев грудничок умеет:
- Уверенно сидеть с прямой спиной и ползать;
- Пить из кружки с поддержкой;
- Вставать и стоять у опоры;
- с поддержкой под мышки или за руки;
- Стучать и трясти, разбирать и ломать, бросать на пол предметы;
- Держать в каждой руке по игрушке и стучать друг о друга;
- Показывать, где находятся глаза, нос, рот и ушки.
К концу седьмого месяца вес ребенка увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. Старайтесь следить за чистотой пола и игрушек, регулярно стерилизуйте предметы, так как малыш в этом возрасте любит все пробовать и часто засовывает в рот разные детали.
Восемь месяцев
Малыш умеет самостоятельно и свободно передвигаться, садиться, лазить, поэтому не оставляйте ребенка на высоте. Он с интересом рассматривает новые игрушки, может узнать на фотографии папу и маму, помахать вслед рукой. В этом возрасте кроха уже пытается кушать самостоятельно и начинает понимать, о чем его просят.
Ребенок выполняет несложные поручения, может что-то принести и показать, легко собирает кубики и пирамидки, закрывает баночки крышками. Появляются первые осознанные слова. Как правило, это “папа”, “мама”, “дай”, “нет” и так далее. Восьмимесячные малыши любят слушать музыку, танцевать, топать ножками и хлопать в ладоши.
Вес младенца увеличивается на 500-600 грамм, рост – на два сантиметра. В восемь месяцев в рацион грудничка должны обязательно входить и творог. Они насыщают организм кальцием и укрепляют костный скелет, который еще слишком хрупкий у малыша. Не забывайте об овощах и фруктах, безмолочных кашах. Блюда для грудничка должны быть пресными, тушеными, вареными или приготовленными на пару без специй и приправ. Можно постепенно включать в рацион рыбу.
Девять-десять месяцев
Кроха может самостоятельно вставать и передвигаться, хватаясь и держась за стул, диван, кровать, манеж или другие крупные предметы. В этом возрасте ребенок учится ходить самостоятельно, повторяет слоги и несложные слова за взрослыми и может легко пить из чашки.
Таким образом, ребенок умеет следующее:
- Встает из положения сидя и садится из положения лежа;
- Стоит и ходит с поддержкой;
- Пытается залезть на диван или кресло, открывать ящики;
- Самостоятельно ползает и разворачивается;
- Знает, как собирать и куда класть игрушки;
- Пытается достать окружающие предметы;
- Активно проявляются эмоции и развивается речь;
- Пробует кушать ложкой;
- Берет мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки, рвет бумагу и мнет пластилин;
- Знает и понимает значения слов “иди”, “сиди”, “дай”, “ложись”, выполняет легкие команды.
В десять месяцев ребенок подражает взрослым и животным, самостоятельно играет с игрушками и уверенно держит в руках предметы, может пальцами перелистывать книжки и с помощью взрослых играть с другими детьми. Такие малыши очень любят танцевать, прыгать и хлопать в ладоши. Они понимают что нужно делать с игрушками: толкать неваляшку, катить машинку, строить башню из кубиков, нанизывать кольца на пирамидку и пр.
Дети могут класть и перекладывать игрушки, при этом больше интересуются мелкими предметами, чем крупными. Они показывают части лица у себя, у мамы и у куклы, могут произносить названия окружающих предметов и животных. Вес на девятый и десятый месяц увеличивается по 350-400 грамм, рост – по одному сантиметру.
Одиннадцать-двенадцать месяцев
В этом возрасте малыш уже совсем большой и взрослый. Он активно самостоятельно передвигается, садится, ползает и встает, может пройти небольшое расстояние без опоры. Ребенок понимает простые просьбы и строгую речь, называет большинство предметов, учится говорить первые слова.
Ребенок в год старается проявлять самостоятельность. Он сам кушает ложкой, надевает носки и обувь. Дети ярко реагируют на новую игрушку, незнакомую обстановку и чужого человека. Интересно, что малыши любят похвалу, при этом понимают, когда их ругают, и знают, что такое “нельзя”.
Ребенок умеет утвердительно или отрицательно качать головой, захватывать бусинки. Он любит музыкальные игрушки и книжки с яркими картинками. В год малыш встает из положения на корточках и самостоятельно ходит, пользуется ложкой и чашкой, умеет жевать твердую пищу. Поэтому рацион грудничка значительно расширяется. Крохе можно давать рыбу и мясо, молочные продукты и яйца, многие овощи и фрукты, печенье. Детям начинают готовить молочные каши и легкие блюда.
В год младенец может перешагивать препятствия и приседать, чтобы поднять предмет с пола. Он собирает и разбирает игрушки, знает, как пользоваться различными предметами (веником, молотком, телефоном). Любознательный малыш активно принимает участие в одевании, питании, чистке зубов, купании и других подобных процедурах.
Ребенок в год понимает, что ему говорят, повторяет звуки за телевизором, взрослыми. При этом собственный словарный запас малыша составляет уже 10-15 слов. В большинстве случаев детки уже самостоятельно ходят без опоры. У ребенка формируется вкус, и он может легко отказаться от еды, которая не нравится.
Мы рассмотрели основное развитие ребенка по месяцам до года. Оно достаточно условно, как и физические показатели. Многое зависит от воспитания, характера и темперамента ребенка. Давайте подробнее рассмотрим такие показатели, как охват головы и груди, вес и рост ребенка по месяцам.
Физическое развитие детей до года
Физическое развитие ребенка по месяцам до 1 года зависит от того, мальчик это или девочка, от условий питания, содержания и ухода за детьми. Для каждого свойственны персональные особенности развития. Поэтому показатели могут отличаться от нормы развития ребенка до года.
Отклонения не свидетельствуют о проблемах в здоровье крохи. Если малыш хорошо кушает и спит, хорошо себя чувствует и активно себя ведет, поводов для беспокойства нет. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) предлагает родителям примерные данные и характеристики. Рекомендуемые нормы указаны в таблице развития ребенка по месяцам для мальчика и для девочки.
Физические характеристики девочек до года
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
1 месяц | 50,3 – 56,1 | 3,6 – 4,7 | 35 – 38,1 | 34 – 38,1 |
2 месяца | 53,5 – 59,3 | 4,2-5,5 | 36,7 – 39,8 | 35,6 – 39,9 |
3 месяца | 56,2 – 61,8 | 4,8 – 6,3 | 38 – 42,1 | 37,3 – 41,4 |
4 месяца | 58,4-64 | 5,4-7 | 39,1-42,2 | 38,9-43 |
5 месяцев | 60,8-66 | 5,9-7,7 | 40,3-43,2 | 40,3-44,5 |
полгода | 62,5-68,8 | 6,4-8,3 | 41,5 – 44,2 | 41,6-45,8 |
7 месяцев | 62,7-71,9 | 6-9 | 40,2-45,5 | 42-47 |
8 месяцев | 64-73,5 | 6,3-10,2 | 40,7-46 | 43-48 |
9 месяцев | 65,3-75 | 6,5-10,5 | 41,2-46,5 | 44,5-49,3 |
10 месяцев | 66,5-76,4 | 6,7-10,9 | 41,5-46,9 | 45-48 |
11 месяцев | 66,7-77,8 | 6,9-11,2 | 41,9-47,3 | 46-50,5 |
1 год | 68,9-79,2 | 7-11,5 | 42,2-47,6 | 46,3-51,4 |
Физические характеристики мальчиков до года
Возраст | Рост (см) | Вес (кг) | Окружность головы (см) | Окружность груди (см) |
1 месяц | 51,2 – 56,5 | 3,6 – 5,1 | 35,5 – 39,1 | 34,1 – 38,9 |
2 месяца | 53,8 – 59, 4 | 4,2 – 6 | 37,4-41 | 35,7 – 40,8 |
3 месяца | 56,5 – 62 | 4,9 – 7 | 39 – 42,5 | 36,5 – 41,6 |
4 месяца | 58,7-64,5 | 5,5-7,6 | 40,2-43,6 | 38,6-44,6 |
5 месяцев | 61,1-67 | 6,1-8,3 | 41,2-44,6 | 40,1-45,7 |
полгода | 63-69 | 6,6-9 | 42-45,5 | 41,4-47,6 |
7 месяцев | 64,8-73,5 | 6,7-10 | 41,5-46,4 | 42-48 |
8 месяцев | 66,2-75 | 6,9-10,7 | 42-47 | 43,4-49,1 |
Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли происходит развитие их младенца, все ли он умеет делать для своего возраста.
В первый год жизни малыш учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за его умениями. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в 5 месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс (минус) месяц — является нормой.
Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до года по месяцам.
Таблица развития ребенка до года
Развитие по месяцам
2 месяц
- прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
- ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
- начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
- начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
- может видеть на расстоянии около 50 см;
- лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
- лежа на боку может перевернуться на спинку;
- многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
- может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
- на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
- к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать его с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.
Просмотров: 164779 .Пролетели девять бесконечных месяцев. Позади ожидания и тревоги, утренний токсикоз и дневная сонливость, рекомендации по беременности врачей и советы подруг, первые толчки маленькой жизни внутри мамы и предродовые схватки. Все то, что бывает в жизни каждой женщины перед началом настоящего чуда – рождением на свет нового человека.
Календарь развития ребенка по месяцам
Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.
Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.
Ребенок в первый месяц жизни
Один из важных аспектов развития малыша – это прикладывание к груди матери через несколько часов после рождения. Еще в роддоме, как считают детские врачи, формируется «неразрывный эмоциональный контакт» между матерью и младенцем. Проявляется он в понимании его состояния и потребностей даже на расстоянии.
Малыша привезли домой, и начинается сложный период адаптации и привыкания. Новорожденный спит почти круглые сутки, до 20 часов. Во время сна происходит развитие и рост до 2-3 см в месяц, а организм адаптируется к новым условиям. Те немногие моменты, когда младенец не спит, он активно машет ножками и ручками.
В течение месяца основные виды деятельности – еда и сон. К первоначальному при рождении весу прибавляется еще 600-700 гр. Очень важно буквально с этих дней формировать режим питания малыша. Специалисты советуют 6–7 кормлений в сутки через 3-3,5 часа, ночью желательно увеличить время между приемами пищи до 5-6 часов. Некоторые мамы придерживаются другой точки зрения и прикладывают младенца к груди при первых признаках беспокойства. Получается до 12 кормлений в сутки, число которых уменьшается с ростом ребенка.
Нередкие спутники малышей первого месяца жизни – колики и вздутие живота. Так новорожденный организм приспосабливается к новым условиям питания. Помогут избавиться от них массаж животика или прием некоторого количества укропного отвара.
Появившись на свет, малыш уже имеет некоторые рефлексы, помогающие в адаптации к новым условиям. Например: сосательный, хватательный, плавательный и другие. Детские врачи внимательно следят за наличием тех, которые дают толчок к развитию нервной системы. Часть рефлексов пропадает по мере взросления ребенка.
Что может ребенок в конце первого месяца:
- фиксировать ненадолго взгляд на предметах;
- лежа на животе, делать попытки поднять голову;
- прислушиваться к громким звукам, вздрагивать;
- узнавать голос мамы, ее прикосновения, и реагировать в ответ;
- пытаться общаться с мамой первыми звуками.
Первый месяц младенец общается с миром посредством плача. Это его реакция на то, что не устраивает или не нравится: он голоден, у него мокрый подгузник, что-то беспокоит. Окружающим малыша людям нужно уделять ему много внимания, быть терпеливыми и заботливыми.
Ребенок во второй месяц жизни
На втором месяце начинается активное физическое и психологическое развитие малыша. Более осмысленными становятся его реакции, начинает формироваться внимание к окружающему миру. В ответ на общение он активнее машет ручками и ножками, пытается издавать первые звуки. Становится более фокусированным зрение. Над кроваткой можно подвешивать игрушки, что поможет ребенку переводить взгляд с одного предмета на другой. За месяц малыш набирает в среднем граммов 800 и подрастает на 3-4 см.
Теперь после кормления младенец может не спать до полутора часов. Это время можно общаться с ним, петь песенки, агукать. Дневной сон состоит из нескольких периодов: двух длинных (один-три часа) и трех коротких (до 30 минут). У некоторых ночной сон может длиться до утра, просыпаются они только на кормление.
Что может ребенок в конце второго месяца:
- лежа на животе, поднимать и держать голову несколько секунд;
- следить глазами за предметами, поворачивать голову на звук;
- пытаться удержать в кулачке игрушку на несколько секунд;
- рассматривать свои ручки, сосать пальцы;
- в ответ на общение издавать звуки;
- лежа на боку, переворачивать на спинку;
- активно реагировать на появление мамы.
Малыши второго месяца начинают получать удовольствие от купания и отвечают плачем на попытки родителей вынуть их из ванны.
Ребенок в третий месяц жизни
Этот месяц характеризуется тем, что кроха все лучше контролирует свое тело. У него улучшается координация движений, и он может двигать отдельно ручками или ножками, поворачиваться всем телом в интересующую сторону. Раскрывает кулачок и пытается держать игрушку. Неосознанно вытаскивает пустышку изо рта и вставляет ее обратно. Сосательный рефлекс получает новое развитие, все тащится в рот: пальцы, игрушки, пеленки.
Прибавка веса в этот период составляет 800 гр, а тело увеличивается в росте еще на 3 см. Продолжается улучшаться зрение и слух, ребенок долгое время способен следить за ярким предметом и узнавать родителей по голосу. Негромкие и спокойные мелодии успокаивают, отвлекают его внимание. Начинает закладываться речь, поэтому нужно как можно больше общаться с малышом, петь песенки, включать аудиосказки.
Время сна уменьшается и начинает формироваться режим «день-ночь». Теперь чаще проходят ночи, когда маме не приходится вставать к плачущему малышу. Для укрепления мышц спины и шеи днем следует переворачивать его на животик.
Что может ребенок в конце третьего месяца:
- удерживать головку в вертикальном положении, поворачивая ее в стороны;
- улыбаться при узнавании родных людей;
- управлять своими руками;
- переворачиваться на бок, лежа на спине;
- лежа на животе, подниматься на локтях и держать голову продолжительное время.
Ребенок в четвертый месяц жизни
Ребенок меняется не только психологически, но и внешне. Многие начинают отмечать разумный взгляд малыша в этот период. Вес будет прибавляться в меньшей степени по сравнению с предыдущими месяцами, а увеличение роста на 2-3 см так и останется до конца года. Днем он может спать четыре раза, а ночной сон составляет одиннадцать часов.
Уже с удовольствием лежит на животике, рассматривая окружающую его обстановку. Может отдавать предпочтение отдельным игрушкам, хватать их обеими руками, стучать, бросать.
Особенность развития малыша в этот период – желание общаться с окружающими, причем в речи появляются простые слоги. Начинает развиваться сознание, и простых потребностей в пище и сне становится явно недостаточно. Малыш может плачем показывать, что оставаться один во время бодрствования он не желает и требует «собеседника».
Что может ребенок в конце четвертого месяца:
- самостоятельно переворачиваться на живот, лежа на спине;
- пытаться поднимать верх туловища;
- разглядывать в зеркале свое отражение;
- реагировать на произнесение своего имени;
- проползти немного на животе;
- улыбаться, смеяться, визжать, различать родных людей.
Ребенок в пятый месяц жизни
В конце этого периода малыш весит почти вдвое больше, чем при рождении. Рост увеличивается на 2-3 см, вес – на 700 гр. Это время, когда у некоторых детей начинают прорезываться зубки.
Изменяется режим бодрствования и сна. Теперь днем его укладывают спать 2-3 раза, а ночью он спит, не просыпаясь, до 10 часов. Пятимесячный ребенок готов перейти на пятиразовое питание через промежутки в 4 часа. Кроме того, в конце месяца мамы начинают вводить первый прикорм.
Теперь малыш становится чрезвычайно подвижным, что требует обязательного внимания за ним, моментально переворачивается, тянет в рот понравившиеся предметы, может сосать даже пальцы ног. Пытается ползать на животе и делает первые попытки сесть самостоятельно.
Ребенок может различать своих и чужих. Бурно реагирует на появление в зоне внимания родных людей и недоверчиво затихает при виде незнакомцев. Может слышать изменения в интонации и реагировать плачем на серьезные или грубые нотки в голосе.
Что может ребенок в конце пятого месяца:
- лежа на спинке, переворачиваться на живот и обратно;
- с уверенностью держать головку и вертеть ей по сторонам;
- недолго сидеть, опираясь спинкой;
- выбирать понравившуюся игрушку;
- долго «беседовать» сам с собой, прислушиваясь к своим звукам.
Ребенок в шестой месяц жизни
Это период, когда у малыша режутся зубки. Дискомфорт от набухших десен, возможное повышение температуры приводят к раздражительности и частому плачу.
Ребенок начинает перекладывать погремушки из одной руки в другую, часто намеренно бросает их вниз с целью увидеть падение. Делает робкие попытки встать на четвереньки. Если положить любимую игрушку в отдалении, может быстро перевернуться на живот и приложить все усилия, чтобы до нее добраться.
Продолжает осваивать речь, и в его лепетании могут появляться простейшие слоги: ма-ма, па-па. Причем в интонации явно проскальзывают подражающие родителям нотки. В это же время малыша можно включать в простые пальчиковые игры.
Несколько ослабевает сосательный рефлекс, стоит начинать приучать малыша есть с ложечки, присоединяя прикорм из однокомпонентного овощного пюре. Только вводить его нужно аккуратно, потому что желудочно-кишечный тракт ребенка еще не полностью развит. В это время нужно понемногу приучать пить из кружки. Прибавка веса – 600 гр, роста – 2-3 см.
Что может ребенок в конце шестого месяца:
- садиться самостоятельно;
- ползать способом «по-пластунски»;
- пытаться подняться на четвереньки;
- брать игрушки сразу обеими руками, бросать их;
- играть в простые игры, хлопать ладошками;
- находить глазами крупный предмет, который называет мама.
Ребенок в седьмой месяц жизни
Начинается время активного исследования мира маленьким непоседой. Некоторые малыши уже ползают, упрямо пытаясь добраться до интересующих вещей. Поэтому нужно следить за чистотой комнаты, в которой познается мир, убирать как можно дальше опасные предметы.
Вводят второй прикорм – пюре из фруктов. Позже присоединяют и молочную кашу (гречневую, рисовую), к которой через несколько недель добавляют желток. К концу месяца может прибавить в весе до 600 гр, а в росте – до 2 см.
Малыш начинает узнавать окружающие предметы и может их показывать. Самостоятельно ползает, делает первые попытки встать на ножки. Увеличивается количество произносимых звуков. Поэтому нужно обязательно заниматься с малышом, читать ему книги, рассказывая простыми словами об окружающем мире. Любит играть в простые игры, во время которых получает развитие мелкая моторика рук.
Что может ребенок в конце седьмого месяца:
- уверенно сидеть с прямой спиной без поддержки;
- вставать на колени, подниматься на ножки, держась за бортики кроватки;
- уверенно ползать, причем у некоторых получается только движение назад;
- показывать на предметы, запоминать их названия;
- повторять некоторые действия взрослых;
- смотреть на картинки в книжках, листать страницы.
Ребенок в восьмой месяц жизни
В этом возрасте малыш самостоятельно сидит без посторонней помощи. Может удерживать игрушки в обеих руках сразу. Продолжается осваивание навыка ползания.
У большинства детей появляется в это время до шести зубов, они учатся жевать пищу. Для этого варятся более густые каши, а тушеные овощи мнутся, а не протираются до жидкого состояния. Детские специалисты рекомендуют учить пережевыванию по возможности раньше, чтобы подготовить переход организма на «взрослое» питание. Ребенок может пить из специального поильника или из кружки.
Ест малыш через каждые 4 часа, а сон длится до 15 часов в сутки. Вес прибавляется примерно на 600 гр, а рост – на 1,5-2 см.
С удовольствием общается с родными людьми, может пытаться ими манипулировать, требуя постоянного присутствия. Узнает маму и папу на фотографиях. Много и охотно говорит, меняя громкость голоса, учится шептать за взрослыми.
Что может ребенок в конце восьмого месяца:
- самостоятельно сидеть, вставать и переступать у опоры;
- ориентироваться в знакомой обстановке;
- выражать разные эмоции: восторг, удивление, недовольство;
- говорить осознанно простые слова;
- выполнять несложные действия по просьбе: покажи, принеси и т. д.
Ребенок в девятый месяц жизни
Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.
Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания. На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком.
В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.
Что может ребенок в конце девятого месяца:
- эмоционально относиться к родителям;
- пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
- разворачиваться назад при ползании;
- плачем и криком манипулировать родными людьми;
- пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.
Ребенок в десятый месяц жизни
Месяц характерен тем, что ребенок меньше набирает вес — до 350 гр, рост увеличивается всего на 1 см. Но у него все лучше получается контролировать свое тело, быстрее осваивая при этом новые навыки и совершенствуя старые. Хорошо садится и встает без посторонней помощи, но еще придерживаясь за опору.
Меняется и режим дневного сна. Многим малышам бывает достаточно и одного отдыха. Но тогда стоит вечером укладывать спать пораньше. Продолжает увеличиваться рацион малыша, добавляется творог и кефир (можно давать до 100 гр в день). Не стоит кормить насильно, это может сформировать негативное отношение к определенным продуктам.
На десятом месяце ребенок все увереннее контролирует свои движения, совершает множество мелких действий пальчиками: мнет пластилин, рвет бумагу, перебирает маленькие игрушки. Чем лучше развитие получает мелкая моторика, тем быстрее развивается интеллект. Можно обратить внимание на то, какой рукой ребенок больше пользуется, левой или правой, от этого зависит, будет ли он левшой или правшой.
Начинают развиваться первые социальные навыки, родители помогают малышу играть в компании детей. С удовольствием хлопает в ладошки, топает и пританцовывает при появлении музыки.
Что может ребенок в конце десятого месяца:
- из стоячего положения самостоятельно садиться;
- пытаться называть окружающие предметы;
- выполнять более сложные действия: открывает - закрывает, берёт - кладёт;
- осознанно играть с игрушками: машинку катает, строит башню;
- повторять за взрослыми жесты и мимику.
Ребенок в одиннадцатый месяц жизни
Энергия у малыша бьет через край, он использует любую возможность познакомиться с окружающим миром. Поэтому пытается забираться на стулья и диван, интересуется содержимым шкафов и тумбочек. Делает первые шаги самостоятельно и с удовольствием ходит за ручку с мамой. Может долгое время заниматься игрушкой или понравившимся предметом.
Малыш уже имеет несколько зубов, поэтому каждодневное меню обязательно включает в себя мясо и один раз в неделю нежирные сорта рыбы. Можно давать небольшие кусочки отварного картофеля и моркови. И специальные детские печенья и йогурты. За месяц прибавка роста составляет всего 1 см, вес увеличивается на 350 гр.
В этот период малыш понимает слово «нет», разбирается в маминой реакции, осознает, как поступил – хорошо или плохо. Некоторые называют предметы из окружающей обстановки.
Что может ребенок в конце одиннадцатого месяца:
- пройти несколько шагов без опоры;
- пытаться быть самостоятельным, сам одевает носки, ест ложкой;
- кивать в утверждение, при отрицании качать головой;
- брать маленькие вещи двумя пальцами – указательным и большим;
- играть с родителями в сюжетные игры;
- «читать», перелистывая книгу.
Ребенок в двенадцатый месяц жизни
Действие становится главной составляющей годовалого ребенка. Ходить за ручку или самостоятельно, принимать активное участие в процессах кормления и одевания, играть одному или с одногодками, исследовать все, что попадается на глаза – все это малыш может делать весь день с большим желанием.
Это время активного развития малыша, когда он начинает ощущать себя личностью, стремится многое делать самостоятельно (я сам!), капризничает в случае отказов и запретов. Психологи говорят о кризисе первого года, но он может коснуться не каждого малыша.
Многие мамы переводят малыша за общий стол, но это не означает, что можно его кормить наряду со взрослыми. Детское меню остается, добавляются овсяная и манная каши, сливочное масло.
Что может ребенок в конце двенадцатого месяца:
- сидеть на корточках, вставать из этого положения;
- пользоваться кружкой и ложкой, жевать пищу;
- проявлять пристрастия в еде, отказываться есть то, что не нравится;
- понимать, что ему говорят;
- знать, как пользоваться бытовыми вещами: телефоном, расческой, веником;
- разбирать и собирать игрушки, состоящие из нескольких частей;
- разыскивать требуемый предмет.
Все рассказанное достаточно условно. Ребенок обязательно проходит в своем развитии многое этапы. Но если один малыш в год активно пытается бегать, то другой еще делает робкие попытки ходить. Кто-то с удовольствием общается со всеми людьми, а кто-то начинает громко плакать, увидев постороннего человека. Зависит это от того, в какой среде растет ребенок, от бытовых условий, от темперамента и характера малыша. Большую роль играет и наследственность.
Но не стоит сравнивать его с другими. Придет время, и малыш всему научится. Один год – это огромный этап в жизни ребенка от младенчества до самостоятельного человечка, который говорит, ходит, играет, смеется, понимает окружающих, становится настоящей личностью со своими вкусами и предпочтениями. И главное для любящих родителей – окружить его любовью и заботой, помогать и поддерживать, учить и воспитывать.
Людмила Сергеевна Соколова
Время на чтение: 70 минут
А А
Последнее обновление статьи: 11.04.2019
Физическое развитие новорожденного ребенка происходит поэтапно, по нарастающей. Грудничок растет, идет процесс формирования органов и развития рефлексов. Уже ко второму месяцу жизни малыш начинает приподнимать голову, реагировать на то, что происходит вокруг.
Ознакомиться с этапами развития грудничка по месяцам и тем, как происходит увеличение веса и роста младенца в зависимости от возраста, можно в данном материале.
Влияние питания на физическое развитие детей
Основное, что делает новорожденный в первые месяцы жизни — это кушает и спит. Важными показателями правильного питания детей является их физическое развитие, спокойное поведение, хорошее состояние здоровья.
Как понять, что ребенок наедается:
- Ребенок, получающий достаточное питание, имеет довольный вид после кормления, спокойно играет, легко и быстро засыпает, хорошо спит;
- Малыш ежемесячно хорошо прибавляет в весе и росте, показатели его нервно-психического развития соответствуют возрасту, зубы прорезываются своевременно;
- Организм ребенка достаточно хорошо сопротивляется различным заболеваниям;
- Показатели содержания гемоглобина в крови соответствуют норме. Отсутствуют признаки рахита, аллергии.
Во время грудничкового периода младенец очень быстро растет и интенсивно прибавляет в весе. Чтобы родители могли правильно оценить физическое развитие детей первого года жизни, мы составили сводную таблицу прибавки веса и роста ребенка по месяцам. В ней показано, на сколько увеличиваются его рост и вес за один месяц и за весь прожитый период.
Таблица прибавки веса и роста ребенка до года по месяцам
Пользуясь этой таблицей, необходимо к показателям веса и роста ребенка при рождении прибавлять показатели за прожитый ребенком период. Если в какой-то период показатели веса и роста ребенка отстают от нормы или, наоборот, превышают ее в пределах 10 %, это не должно вызывать беспокойства - в следующем месяце они могут нормализоваться. При больших отклонениях от норм развитие ребенка в течение первого года жизни обратитесь к врачу.
Важно наблюдать не только за физическими параметрами малыша, но и за динамикой приобретения навыков соответственно возрасту, и за психоэмоциональным развитием ребенка в первый год жизни.
Показатели физического развития детей до года по месяцам
Показатели физического развития ребенка в первые 12 месяцев жизни являются определяющими для педиатра и родителей в вопросе нормально развивается новорожденный или есть повод для беспокойства. При этом педиатры оценивают следующие показатели:
- рост,
- окружность головы,
- окружность груди,
- соотношение роста и массы тела ребенка.
Рост ребенка за первый год жизни увеличивается более чем в полтора раза — в среднем от 50 до 80 сантиметров. В первые месяцы новорожденный растет на 2,5-3 см в месяц.
Вес новорожденного ребенка до года увеличивается втрое — если при рождении малыш весил около 3-3,5 кг, то к году его масса тела уже составляет 9-11 кг. При этом самая большая прибавка массы тела идет в первые 3-4 месяца — в среднем по 700-800 грамм.
В описании физического развития грудничка соответствующего возраста вы найдете Таблицу роста и веса новорожденного до года по месяцам.
В первые дни жизни новорожденный теряет в весе, это нормально. За первый месяц ему надо восстановить вес и увеличить его, в среднем прирост веса составляет около 600 граммов. К началу второго месяца грудничок вырастает примерно на 3-4 сантиметра.
В первые дни жизни младенца большинство пап с опаской держат на руках маленький комочек и впадают «в тихий ужас», когда наступает время купания. Психологи и опытные мамочки советуют все же максимально привлекать отцов к этой процедуре. Идеально, когда ответственность за купание грудничка берет на себя папа, а мама помогает ему.
В месяц ребенок начинает активно двигаться и реагировать на окружающий мир: лежа на животе, он начинает приподнимать голову.
За второй месяц жизни ребенок прибавляет около 800 граммов и вырастает на 3 сантиметра. Папы уже не боятся держать малыша и, как правило, активно участвуют в купании младенца. Ручки-ножки малыша двигаются еще беспорядочно, но маленький комочек уже похож на человечка и пытается держать голову.
В два месяца новорожденный малыш отвечает улыбкой на разговор с ним, следит за движущимся ярким предметом. Он прислушивается к различным звукам (голосу взрослых, звучанию погремушки и др.) и сам начинает произносить отдельные звуки.
В течение третьего месяца новорожденный вырастает на 2,5 сантиметра и прибавляет в весе около 800 граммов. Главная особенность развития ребенка первого года жизни в этом возрасте – исчезновение напряжения мышц. Движения младенца становятся более свободными.
В 3 месяца грудничок может долго лежать на животе, подняв голову и опираясь на ладони. При общении с ним малыш оживленно двигает руками и ногами, улыбается, издает гулящие звуки. Позднее карапуз, лежа на спине, начинает поворачиваться сначала на бок, а потом и на живот.
За четвертый месяц прибавка в весе составляет примерно 750 граммов и рост увеличивается на 2,5 сантиметра. С новорожденным уже интересно общаться — он вовсю улыбается и гулит.
Малыш уже громко смеется, поворачивает голову в сторону звука, узнаёт мать. В 4 месяца грудничок играет с висящими над ним игрушками, рассматривает, ощупывает их.
За пятый месяц малыш прибавляет в весе около 700 граммов и вырастает на 2 сантиметра. Он активно переворачивается со спины на живот и даже пытается пятиться назад.
Ребенок в 5 месяцев уже узнает своих и настораживается, услышав чужой голос. Развивается речевой аппарат — кроха лепечет, у некоторых деток появляются первые слоги.
График роста и веса ребенка в пять месяцев:
В полгода ребенок вырастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе около 650 граммов. В этом возрасте начинают вводить первый прикорм. У некоторых малышей начинает прорезываться первый зубик, раньше всех об этом узнает кормящая мама — грудничок пробует «прикусить» мамину грудь.
Лежа на животе, 6 месячный малыш опирается на ладони выпрямленных рук, высоко поднимает голову и грудь. Развитие грудничка по месяцам до года таково, что он пытается ползать сначала на животе, а позднее - приподнимаясь на коленки; при помощи взрослого может стоять. В это время ребенок уже способен сидеть с опорой.
Но все-таки лучше не разрешайте ему долго сидеть - он может привыкнуть играть сидя и не будет стремиться ползать и вставать. А это задерживает развитие самостоятельных движений.
График роста и веса ребенка в шесть месяцев:
В 7 месяцев ребенок подрастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе около 600 граммов. Он активно лепечет, часто уже умеет произносить отдельные слоги.
Семимесячный малыш с удовольствием интересуется окружающим, различает своих и чужих; уверенно ползает на четвереньках, сидит с опорой.
В этом возрасте важно обеспечить безопасность карапуза — он может доползти до шкафа и попытаться его открыть. Если у вас лекарства хранились в выдвижных ящичках внизу — самое время переложить их наверх, куда не дотянется маленький исследователь.
За восьмой месяц жизни малыш вырастает на 2 сантиметра и прибавляет в весе около 550 граммов. Он уже самостоятельно сидит и, держась за край кровати, может вставать. Восьмимесячные дети становятся эмоциональными — часто они непроизвольно копируют мимику взрослых.
В этом возрасте малыш следит за действиями взрослых, знает названия некоторых предметов, по просьбе взрослого находит их глазами, подолгу лепечет, повторяя одни и те же слоги. В 8 месяцев ребенок может выполнять некоторые заученные действия («ладушки» и др.), держать в руке корочку хлеба, пить из чашки, придерживая ее руками.
Прибавка в весе 9-месячного малыша не такая значительная, как раньше — всего 500 граммов или даже меньше. Все дело в том, что ребенок становится более подвижным и много энергии уходит на отработку новых движений. Рост за девятый месяц увеличивается примерно на 1,5 сантиметра.
9-месячный малыш стоит при поддержке за одну руку, начинает свободно передвигаться, держась за опору, а при поддержке за обе руки может ходить. В этом возрасте он уже быстро ползает, самостоятельно садится. У него совершенствуются движения рук, он хорошо захватывает мелкие предметы, манипулирует игрушками, перекладывает их из одной руки в другую. Ребенок в 9 месяцев знает свое имя, играет «в прятки», натягивая на лицо пеленку или косынку.
Средние показатели физического развития ребенка в 9 месяцев смотрите ниже на графиках и в таблице:
За десятый месяц грудничок подрастает на 1,5 сантиметра и прибавляет в весе около 450 граммов. Некоторые малыши в этом возрасте уже пытаются ходить и смешно повторяют мимику взрослых членов семьи.
Среднестатистические физические показатели развития детей в 10 месяцев:
Ребенок в 11 месяцев прибавляет около 400 грамм веса и подрастает на 1,5 сантиметра. Он уже уверенно приседает, поднимая что-то с пола, и встает без поддержки и опоры. Многие детки в этом возрасте начинают ходить, но если ваш малыш еще ползает — не расстраивайтесь, это случится чуть позже.
В одиннадцать месяцев ребенок уже может стоять без опоры, начинает учиться ходить самостоятельно, может пить из чашки, придерживая ее руками, сам ест из ложки густую пищу. Он с удовольствием выполняет различные поручения (принести куклу, покатать мяч и пр.), понимает значение слов «можно» и «нельзя».
Один год
К году жизни многие дети уже свободно ходят без опоры, хорошо знают 11-20 слов и уверенно их произносят, понимают настроение взрослых и пытаются активно с ними общаться.
Годовалый ребенок — это уже личность со своим характером, способная манипулировать родителями. Малыш знает, когда надо заплакать, чтоб получить желаемое. Он регулярно проверяет рамки дозволенного и пытается расширить их. В год наступает
За 12-й месяц малыш добавляет в весе 350 граммов и подрастает на 1,5 сантиметра. Теперь ему не надо ежемесячно ходить к педиатру на плановый осмотр, он уже не грудничок.
Развитие ребенка по месяцам до года интересует многих родителей, переживающих за свою кроху. В первый год жизни ребенок учится множеству действий и манипуляций, таких как сидеть или стоять, ползать, держать или брать, улыбаться, играть и пр. За этот год малышу предстоит преодолеть массу достижений и совершить в собственном развитии огромный прыжок. Ведь кроха из младенца ранее абсолютно беспомощного превращается в маленького , который умеет самостоятельно сидеть, перемещаться, изъявлять собственные «хочу» и прочие потребности.
Нормы развития ребенка до года по месяцам существуют для выявления адекватности развития младенца. Если кроха воспитывается в «нормальной» ячейке социума, в которой два родителя обеспечивают заботу ему, должный уход и благополучное существование, то здоровый карапуз будет развиваться равномерно по месяцам до года во всех сферах.
Так, физическое развитие ребенка до года по месяцам предполагает рост массы тела и его быстрый рост. В когнитивной сфере развития ребенка по месяцам до года будет наблюдаться появление способности запоминать и быстрая обучаемость. В социальном развитии ребенка наблюдается реагирование на окружающую реальность, которое проявляется различением лиц близких, заинтересованностью различными предметами. В двигательной сфере развития ребенка по месяцам до года появляются силы, чтобы вначале держать головку самостоятельно, а затем сидеть и совершать первые шажки.
Календарь развития ребенка по месяцам до года
Большинство мам тревожит правильность развития ребенка по месяцам до года. Особенно их волнуют вопросы, связанные с тем, чему надлежит происходить в развитии ребенка по месяцам до 1 года в конкретном возрастном периоде, а чему нет. Адекватность формирования ребенка можно подвергнуть оценке только при условии того, что есть от чего отталкиваться.
С этой целью нужно изучить физическое развитие ребенка до года по месяцам, чтобы мама могла помогать младенцу развиваться в нужном направлении, занимаясь с ним. Родителям надобно понимать, какие занятия нужно проводить с ребенком. Большинство врачей и педагогов уверены, что существенную роль в детском развитии ребенка играют совсем не родители, а непосредственно малыш.
Развитие ребенка по месяцам до года регулируется самим малышом через заложенные в него природные механизмы, направляющие на познание мира. Родительское вмешательство необходимо исключительно для создания условий, которые способствуют адекватному формированию и не дадут зачахнуть внутренним побуждениям крохи к познанию. Кроме этого родительское вмешательство должно быть к месту и своевременно. При этом оно предполагает выполнение трех ключевых задач. Первая, из которых заключается в изучении признаков, проявляющихся в определенном периоде, вторая – в наблюдении за крохой, третья – в создании условий, способствующих развитию.
Календарь развития ребенка по месяцам до года был разработан именно для решения вышеперечисленных задач.
В первые тридцать дней существования у малыша наблюдается наличие десяти рефлексов, а именно сосательный, хватательный, поисковый, рефлексы Бабкина, Мора и Бабинского, рефлекс опоры, плавательный, рефлекс ползания Бауэра, ходьбы. Сосательный рефлекс проявляется в воспроизведении посасывающих движений малышом при раздражении его губ при помощи пальца или соски. При вложении в ручку крохи пальца, он тотчас же смыкает ее. Таким образом, проявляется хватательный рефлекс.
Поисковый рефлекс проявляется в поворачивании головки малышом при касании или поглаживании его щечки. При надавливании на холмик большого пальца малыша, он разевает рот и наклоняет голову. Так проявляется рефлекс Бабкина. Рефлекс Мора проявляется в резком разведении ручек или ножек крохой либо в их сведении при громком звуке. Рефлекс Бабинского выражается при проведении пальцем либо другим предметом по наружной части детской стопы от пяточной области к мизинцу. Ответной реакцией на данное действие будет разведение пальчиков. Наряду с этим будет сгибаться ножка малыша в голеностопе, колене и бедре. Если поставить новорожденного на твердую гладкую плоскость при этом, придерживая его в области подмышек, то он будет стопой целиком упираться в эту плоскость, разгибая ножку. Таким образом, проявляется рефлекс опоры. Находясь в лежачем положении на животике, младенец будет воспроизводить движения, напоминающие плавательные – плавательный рефлекс. Рефлекс ползания Бауэра проявляется при создании опоры для стоп, когда кроха в положении на животе. Младенец при таких действиях будет выполнять движения, напоминающие ползание. Если младенца поддерживать под ручками таким манером, чтобы он касался плоскости пола, то он будет имитировать шаги – это рефлекс ходьбы.
В сущности, приблизительно семьдесят процентов времени первых тридцати дней жизни ребенок тратит на сон. В первый месяц младенец еще плохо может фокусировать взор на лицах, склоненных над ним. Однако уже к началу третей декады малыш, находясь лежа на животе, старается приподнять и удержать головку, может зафиксировать взгляд на недвижимом предмете. Ребенок реагирует на колокольный звон или звуки погремушки, может вздрагивать от громких звуков.
Отсутствие одного либо нескольких рефлексов может свидетельствовать о нарушениях формирования, поэтому нужно проштудировать различные источники, в которых будет описано развитие ребенка по месяцам до 1 года. Такие действия помогут выявить отклонения и предоставят возможность, как можно раньше отреагировать на любые расстройства в детском поведении.
Большинство исследователей убеждено, что в первые три декады жизни новорожденного закладывается фундамент, на котором выстраивается доверие к миру, зависящее от первичной психологической и эмоциональной связи с мамой. Ведь, все в чем нуждается младенец (защите, пище, заботе и др.) он получает от матери. Именно благодаря маминой близости, заботе и поддержке новорожденный учится адаптироваться к окружающей реальности.
Двухмесячный младенец спокойно бодрствует, разглядывая висящие перед ним игрушки, может следить зрачками за передвигающимся предметом, прислушивается звучанию предмета или звуку голоса, обращение к нему улыбкой.
Ребенок на этом этапе учится существовать по ритмам. У младенца вырабатывается суточный режим жизни – он спит преимущественно ночью, а бодрствует – днем. Грудничок уже узнает прикосновения мамы, ее голос, наблюдается эмоциональное реагирование на общение с ним. Он учится управлять собственным телом. В состоянии бодрствования малыши практически постоянно двигают в разные стороны ручками и ножками, так как не в состоянии пока их контролировать. Если уложить малыша на бок, то он самостоятельно сможет перевернуться на спину. К концу третей декады второго месяца грудничок уже может приближать ручки к своему рту и сосать пальчик. А увидев красочную игрушку, дите начинается тянуться к ней, пытаясь схватить. Предметы, попавшие в ручки крохи, он ощупывает и неотступно тянет в рот. Малыш уже может провожать взглядом родителей, отходящих от кроватки, также он радуется матери и улыбается ей, размахивает конечностями.
Третий месяц знаменуется устойчивым удерживанием головки малышом, лежа на животике, операясь на предплечья, или находясь на руках родителей в вертикальном положении. Также находясь у родителя на руках, который разговаривает с ним, кроха фиксирует собственный взор на его лице, прислушиваясь к голосу. Ответной реакцией на разговор родителя с ним является проявление радости: улыбкой, различными звуками, оживленными движениями конечностей (комплекс оживления). При поддержании под мышками, младенец может согнутыми в бедре ногами устойчиво упираться о твердую плоскость.
Третий месяц характеризуется возникновением комплекса оживления не только исключительно при виде родителя, но и при звучании его голоса, после кормления, купания, другими словами, в моменты, когда кроха ощущает комфорт или удовольствие. На данном этапе ответной реакцией на обращенную к малышу речь, он будет «гулить» –издавать тихие гласные звуки.
Четвертый месяц характеризуется умением крохи отыскивать невидимый предмет по звуку (он поворачивает в сторону источника звучания голову). В состоянии бодрствования кроха издает громкие звуки, часто улыбается и много двигается, громко смеется при заигрывании с ним, разглядывает висящие над ним погремушки, ощупывает и захватывает, при кормлении придерживает ручками грудь матери или бутылку с питанием. На данном этапе грудничок изучает окружающий мир. Он подолгу находится в хорошем настроении, довольно громко и длительно гулит. Кроха в четыре месяца хочет сидеть, так как лежать ему уже надоело, а также его начинает остро интересовать мир с вертикальной позиции. Поэтому на данном возрастном промежутке малыш будет совершать первые попытки сесть. Держа за ручки грудничка или поддерживая его под мышки, малыш будет стоять, переступая ножками. Находясь на животе, младенец может приподниматься на выпрямленных руках. На этом этапе у него появляется способность на близком расстоянии разглядывать предметы, начинает различать отдельные цвета и конфигурации, а также голоса родных.
На пятом месяце ребенок реагирует уже по-разному на близкое окружение и посторонних, то есть уже выделяет близких. Также он различает тон голоса, обращенный к нему. Может длительно лежать на животике, приподняв корпус и упираться на выпрямленные руки. При поддержании под мышками устойчиво стоит на ножках. Также кроха учится выговаривать первые слоги, состоящие из гласных и губных согласных. Пятый месяц знаменуется переходом в вертикальное (стоячее) положение. Организм младенца стремится приспособиться к вертикальному положению. Данный этап можно охарактеризовать как исследовательский. Ребенка начинают интересовать различные предметы и вещи, он стремится научиться с ними обращаться. В такие исследовательские действия вовлечено зрение, обоняние, вкус и осязание.
Развитие ребенка на пятом месяце характеризуется началом тренировки пальчиков и выработкой первых хватательных движений. В этом возрастном периоде малыш уже научился перехватывать предмет из руки родителя. Завладевая, отталкивая или притягивая погремушки или другие предметы, кроха учится определять их форму, звук, цвет, вес.
Полугодовалый кроха уже может отчетливо произносить слоги, свободно брать из различных положений погремушку, продолжительное время с ней играть, переворачиваться без затруднений с животика на спину, хорошо кушать с ложечки, захватывая пищу губами. Полугодовалое дите уже может устойчиво стоять и сидеть при этом, сохраняя равновесие и не заваливаясь в сторону. Он самостоятельно пытается сесть из позиции лежа. В шестимесячном возрасте грудничок совершает первые попытки ползания, передвигаясь на четвереньках, опираясь на ладони. Зачастую в этом возрасте начинает прорезаться первый зуб, что может повлиять на поведение младенца.
На седьмом месяце развития ребенок способен подолгу лепетать при этом повторно произнося одинаковые слоги. Если задать вопрос младенцу, где находится какой-нибудь предмет, хорошо знакомый ему и неоднократно называемый (например, часы), то он будет искать его взглядом и находить в конкретном месте. Играя игрушкой, кроха будет стучать и размахивать ею. Семимесячный малыш виртуозно (быстро, в различных направлениях) и подолгу ползает. Его движущей силой является любопытство. Поэтому зная физическое развитие ребенка до года по месяцам, родители могут заранее позаботиться о безопасности крохи. Также бывают дети, которые минуют стадию ползания и начинают сразу ходить. Семимесячные малыши довольно много вертятся и могут самостоятельно перевернуться в любые стороны, поэтому без присмотра их нельзя оставлять на плоскости, расположенной на высоте и не ограниченной бортиками. Еще одним новообразованием этого периода становится способность младенца брать самостоятельно предметы из разных позиций. Ручки крохи становятся более умелыми на седьмом месяце. На этом возрастном промежутке он учится из руки в руку перекладывать игрушки, притягиванию, постукиванию, отбрасыванию.
На восьмимесячном возрастном этапе развития ребенок громко произносит различные слоги, долго манипулирует игрушками, рассматривает их, постукивает друг об друга. По просьбе родителя выполняет разученные ранее движения, например: «ладушки» и пр. Самостоятельно ложится из позы сидя или садится, при помощи рук, например, придерживаясь ими за перила кроватки, сам встает и опускается, переступает ножками, пьет из чашки, придерживаемую взрослым. На этом временном промежутке кроха играет с пирамидкой. Также он умеет производить с предметами «прямые» и «возвратные» действия. К примеру, складывать шары в ящик и высыпать их. Гуление сменятся четким лепетом. Младенец уже узнает предметы с разной дистанции и под различным углом зрения, опознавая их по внешним признакам, таким как величина, конфигурация, цвет. К концу третьей декады у младенца формируется по отношению к матери сильная эмоциональная привязанность. Он готов с ней проводить каждое мгновение существование.
На девятимесячном возрастном этапе развития ребенок начинает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги, ранее произносимые им. При вопросе «где», младенец находит несколько известных ему предметов. Он знает собственное имя, если его зовут, то оборачивается. Манипуляции с предметами становятся более осознанными. Ребенок уже может производить с ним действия в соответствии с их свойствами. Например, шар он будет катать. Девятимесячный младенец становится крепче. Его организм подготовлен к перемещениям на собственных ножках, костно-мышечный скелет окреп, сердечнососудистая система и пищеварительный тракт также адаптировались к силе тяжести, действующей вдоль оси корпуса тела. Поэтому данный этап знаменуется первыми попытками делать самостоятельные шажки. Некоторые дети именно в девятимесячном возрасте начинают с усиленным рвением постигать навыки хождения, а у других интенсивное овладение ходьбой наступает позже. Ходьба у девятимесячных младенцев характеризуется неуверенностью, частыми падениями и настойчивыми попытками ходить. В процессе собственных передвижений кроха опирается за стенку, мебель, родительские руки. Если рядом отсутствует опора, то будет передвигаться ползком.
На десятимесячном возрастном этапе развития ребенок продолжает подражать родителям, воспроизводя за ними слоги и различные звуки. У малышей наблюдается ответная реакция на различные заигрывания, известные ему, например, при произнесении «ку-ку» закрывает лицо материей. По просьбе родитель может найти и дать знакомый предмет. Играя самостоятельно, умеет проделывать разученные ранее манипуляции с объектами, подсказанные их качествами, например, открывать и закрывать. Держась за перила, малыш может подняться вверх на 3-4 ступеньки. На этом этапе грудничок готов к общению, наблюдая за взрослыми, он им подражает. Его интересует, каким образом используют родители те либо иные предметы. Вследствие этого младенец начинает практически зеркально копировать взрослое окружение и отражать повседневные ситуации и действия. Подражательная склонность малыша способствует появлению умения пить из чашки, пользоваться ложкой и т.п. Десятый месяц знаменуется развитием моторики. Кроха может самостоятельно собрать игрушки, взять двумя пальчиками предметы, разъединить или соединить отдельные части игрушки и др. Кроме этого младенец уже понимает речь, к нему обращенную, а также в состоянии произнести отдельные слова (мама, баба или папа). Малыш выполняет несложные просьбы родителей, хорошо разумеет слова запрещающего характера, понимает названия множества предметов или частей тела. У него значительно увеличился активный словарный запас.
Одиннадцатый месяц знаменуется употреблением первых слов-обозначений, например, дай или кис-кис. По предложению взрослого находит необходимый предмет или объект, выполняет ранее разученные манипуляции с сюжетными игрушками (покажи у котенка глазки, покачай ляльку). На этом этапе младенец устремлен к самостоятельности. Он старается помочь при одевании, стремится кушать самостоятельно без помощи мамы. Малыш характеризуется проявлением все большей активности и совершенствованием навыков ходьбы. Может присесть, если есть необходимость поднять игрушку с пола, а потом встать. Он учится играть с игрушками, которые напоминают собой живое существо, например, куклой или плюшевой собакой. Такая игрушка для малыша становится вторым «Я» для него. Игровые манипуляции передают не только исключительно действия малыша, но и отображают его эмоциональное состояние. Одиннадцатимесячный кроха уже может на рисунке узнать знакомый объект.
На двенадцатом месяце ребенок уже владеет десятью словами и приумножает запас понимаемых слов. Ходит без помощи и не придерживаясь, садится, встает, пьет из чашки, держа ее самостоятельно. Важнейшим направлением развития крохи в этот период является речь. Теперь он за взрослым вслед моментально повторяет наиболее простые слова-обозначения. Он уже осознанно может произносить слова, а иногда и просты фразы, например, «папа, иди». Количество понимаемых слов раз в 6 больше, чем младенец может использовать в активной речи. Кроха реагирует на просьбы родителей или другого взрослого окружения, понимает просьбы, обращенные к нему, такие как найти, дать, принести и др. Знает и понимает слово «нельзя». Он учится обобщать предметы, запоминая их названия, узнает на картинке знакомые игрушки. Годовалый младенец ориентируется среди игрушек, выделяя по форме некоторые из них. Например, среди кубиков выбирает шарики. Если малышу нужен определенный предмет, то он указывает на него. Двенадцатимесячный малыш может запоминать имена родных и клички животных.
Кроме вышеперечисленной информации родителям следует также изучить развитие зубов по месяцам. Дети до года могут становиться более капризными и беспокойными, они тянут все предметы в рот, облегчая зуд, у них пропадает аппетит.
Развитие недоношенного ребенка по месяцам до года
Из-за слабого здоровья беременной, вследствие перенесения различных недугов или ведения женщиной слишком активного образа жизни кроха может родиться ранее положенного срока. От состояния здоровья новорожденного на момент рождения зависит какое будет отставание в развитии недоношенного ребенка по месяцам до года.
Кроме этого на развитие недоношенного ребенка по месяцам до года огромное влияние имеют следующие факторы: социальный статус ячейки социума, моральное состояние родителей и иного близкого окружения, качество ухода, питание и т. д.
В первые три декады жизни развитие недоношенного ребенка характеризуется малоподвижностью, слабым мышечным тонусом, отсутствием активности.
На втором месяце существования младенец также отличается слабостью и повышенной утомляемостью. Поэтому мамам необходимо обеспечить малышу максимально усиленное питание и должный уход. На этом этапе происходит довольно стремительное увеличение веса и роста, которое может превышать нормы, принятые для доношенных малышей. Физическим достижением крохи в этом месяце является умение поднимать головку.
Третий месяц знаменует нормализацию и вступление в активную стадию процесса набора массы. В сравнении с массой тела, которую имел малыш после рождения, она удваивается. На этом этапе можно отметить наличие у крохи реакций на звуки и свет. Однако по-прежнему основным времяпрепровождением его остается сон.
На четвертом месяце становится заметным прогресс в развитии новорожденного. Малыш может приподнимать и непродолжительное время удерживать самостоятельно голову, фокусировать взор на контрастных предметах, издавать звуки, напоминающие гуление. Также начинает повышаться и тонус мышц, вследствие чего могут появляться проблемы с укладыванием крохи спать, поскольку он может часто пробуждаться.
На пятом месяце появляется первая улыбка грудничка. Слегка повышенный мышечный тонус конечностей может придавать движениям карапуза немного судорожный характер. Младенец уже может в ручке удерживать небольшую игрушку. Этот период знаменуется усиленным психологическим развитием. Кроха без затруднений может определить нахождение источника звучания и повернуть голову к нему.
Шестимесячный младенец начинает стремительно догонять ровесников в развитии. Он постоянно издает разные звуки и лепечет, смеется, производит манипуляции с игрушками. Упирается ножками при поддержании под мышками в твердую плоскость.
В семимесячном возрасте кроха уже может легко переворачиваться на живот со спины, брать предметы в руки. На уровне доношенных малышей находится многообразие произносимых звуков.
Восьмимесячный младенец уже довольно хорошо управляет собственным телом, переворачивается, пытается садиться и даже ползать, может отыскивать названный предмет.
В девятимесячном возрасте грудничок пытается подниматься на ноги, а затем садиться обратно в манеже или кроватке. В периоды бодрствования кроха уже может самостоятельно манипулировать предметами, выполнять несложные просьбы. Младенец пробует произносить недлинные слова либо их первые слоги, также может воспроизводить интонационно речь родных.
Десятимесячный грудничок уже устойчиво стоит и может даже перемещаться вдоль ограждения, придерживаясь руками за него, в состоянии продолжительный промежуток времени удерживать взор на движущемся объекте. Ребенок с интересом вслушивается в окружающие звуки.
Одиннадцатимесячный младенец уже может совершать первые самостоятельные шажки, по своему желанию он садится и встает, быстро передвигаться ползком. С интересом осваивает пирамиду, кубики и прочие игрушки на развитие логики. По просьбе родителя может приносить указанный предмет.
Годовалый грудничок практически не отстает в развитии от доношенных карапузов. Однако некоторая резкость и нескоординированность в движениях может сохраняться непродолжительное время.
Развитие зубов по месяцам. Дети до года с недоношенностью характеризуются отставанием в прорезывании зубов приблизительно на месяц. Однако в более серьезных случаях (тяжелая степень недоношенности) прорезывание первого зуба может наступить в двенадцать месяцев.