Задания логопеда. Логопедические домашние задания. Основные упражнения показаны в этом видео
Карточки-задания логопеда составлены с учетом перспективного планирования в старшей логопедической группе. Логопедические карточки можно разрезать, размножить на каждого ребенка и выдавать родителям вместе с тетрадью индивидуальной работы в конце недели. Всего разработано двадцать восемь заданий с учетом обследования в сентябре и новогодних каникул в январе.
СЕНТЯБРЬ
Задание № 1
Уметь показывать на себе и называть части тела: лоб, подбородок, локти, ногти, пальцы, брови, ресницы, губы, живот, грудь, шею, плечи, колени.
1. Дидактическая игра «Покажи на кукле и на себе» (один-много)
Глаз — глаза
Ухо — уши
Рот -
Нос -
Локоть -
Рука -
Нога -
Бровь -
2. Дидактическая игра «Скажи ласково»:
Нога -
Щека -
Рука -
Глаза -
Нос -
Ухо -
Палец -
Рот -
Локоть -
Язык -
3. Хорошо знать левую и правую руку. Игра «Покажи правильно».
а) покажи правый глаз левой рукой
б) левый глаз правой рукой
в) правую ногу правой рукой
д) левое ухо правой рукой
4. «Отгадай загадки». Выучи одну по выбору, нарисуй картинку — отгадку:
Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
Два соседа-непоседы, день на работе ночь на отдыхе. (Глаза)
Пять братьев, всем одно имя. (Пальцы)
Задание № 2
1. Назови, какие игрушки ты знаешь. Назови свои любимые игрушки.
2. Назови правильно: кукла-куклы,
Мяч -
Пирамида -
Кубик -
Флажок -
Шар -
Матрешка -
Машина -
Мозаика -
3. Назови ласково:
Шар -
Мяч -
Флаг -
Кукла -
Машина -
Коляска -
4. Отгадай загадки. Выучи одну по выбору:
Упадет-поскачет, ударишь не плачет. (Мяч)
Твой хвостик я в руке держал, он полетел — я побежал. (Воздушный шарик)
Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)
5. Нарисовать мяч, пирамидку, раскрасить цветными карандашами, закрепить знания цветов.
ОКТЯБРЬ
Задание № 3
Ответь правильно: Какие ты знаешь овощи? Где растут овощи? Когда собирают овощи? Из чего делают салат? Суп? Борщ?
1. Назови так: огурец-огурцы, помидор-помидоры, кабачок -…, баклажан -…
2. Назови так: огурец-огурчик, помидор-помидорчик, горох -…, редиска -…, чеснок -…,
лук -…, картошка-…
3. Подобрать как можно больше определений к овощам: лук, морковь, огурец, капуста, помидор, отвечая на вопрос: какой? какая?, какое?
Например: помидор (какой он?) – красный, круглый, спелый, большой, сочный, гладкий, мягкий, вкусный.
4. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:
Семь одежек и все без застежек. (Капуста)
Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
5. Придумать 5 слов на звук А. Записать. Нарисовать в тетради несколько картинок на этот звук.
6. Штриховка овощей, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)
Задание № 4
1. Ответь правильно: какие ты знаешь фрукты? Где растут фрукты? Когда их собирают? Из чего варят компот? Из чего делают сок?
2. Скажи правильно: сок из яблок-яблочный сок,
сок из груш -…,
из винограда -…,
из персиков -…,
из слив -…,
3. Назови так: яблоко-яблоки,
груша — груши,
лимон -…,
апельсин -…,
абрикос -…,
слива -…,
персик -…,
4. Назови так: яблоко-яблочко, лимон-лимончик, апельсин-…,
5. Подобрать как можно больше определений к фруктам: яблоко, груша, виноград, лимон, слива, отвечая на вопрос (какой?, какая? какое?)
6. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:
На сучках висят шары, потемнели от жары. (Сливы).
7. Придумать 5 слов, которые начинаются со звука У. Записать, нарисовать картинки.
8. Определить, с какого звука А или У начинаются слова: астра, утка, аист, улитка, умный, азбука, ужин.
9. Обводка, штриховка фруктов.
Задание № 5
1. Знать и называть осеннюю одежду, обувь.
2. Отгадать загадку: кто мы?
«В ясный день сидим мы дома,
Дождь идет — у нас работа:
Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)
3. Употреблять правильно слова: одеть, надеть.
Брата-малыша одень.
Чтоб гулять и не замерзнуть,
надо шапку надевать.
Куклу надо одевать.
Майку надо надевать.
Это твердо надо знать.
4. Назови ласково: шапка-шапочка, шарф -…, сапоги -…, кепка -…, куртка -…, ботинки -…
5. Назови так: шапка-шапки, шарф-…, сапог-…, кепка-…, куртка-…, кофта-…, плащ-…
6. Ответь, что лишнее? Почему?
Куртка, плащ шапка, ботинки.
Сапоги, свитер, ботинки, босоножки.
Придумать 5 слов, которые начинаются на звук И. нарисовать несколько картинок.
7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком О. Дом, крыша, дверь, окна, метро, трамвай, поезд, пальто, рубашка, окунь, дым.
8. Штриховка одежды, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)
Задание № 6
1. Поговорить с ребенком об осени, обратить внимание на погоду, на изменения в природе, на поведение птиц и животных. Вспомнить, чем занимаются осенью люди на огородах. Что они собирают? (повторить задание № 3, 4 овощи-фрукты). Знать, какие машины облегчают труд людей на уборке урожая.
2. Скажи так: поливают-поливали, собирают-собирали, носят-носили, копают-копали.
3. Ответь: Что можно купить в овощном магазине? (закрепить понятия овощи-фрукты)
4. Что лишнее? Почему?
Яблоко, морковь, мандарин, лимон.
Свекла, лук, груша, чеснок.
Репа, персик, абрикос, слива.
5. Придумай 5 слов, которые начинаются на звук Э. Нарисуй картинки.
6. Скажи, какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, Э, Ы) Назови слова с этими звуками.
7. Ответь, с какого звука начинаются слова: осень, Ира, утка, экскаватор, аист.
8. Определить на слух, сколько звуков произнес взрослый, назвать первый, второй звук.
АУ, ОУ, ИЭ, ЫИ, ОА
НОЯБРЬ
Задание № 7
1. Ответь, какие деревья растут на участке в детском саду, в твоем дворе? Уметь показывать и называть части дерева: ствол, ветки, листья, кора, почки.
2. Скажи так: дерево-деревья,
ствол -…,
лист -…,
пень -…,
ветка -…,
сук -…,
корень -…
3. Отгадай загадку, выучи ее наизусть: «Летом вырастают — зимой опадают» (Листья).
4. Подобрать действия к слову «листья» (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся, летят, шуршат, мокнут, вянут, сохнут и т.д.
5. Скажи так: лист клена — кленовый лист,
лист березы -…,
лист осины -…,
лист дуба -…,
ветка ели -…,
шишка сосны -…,
прутик ивы -…
6. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук М. Записать. Нарисовать картинки.
7. Скажи, сколько звуков ты услышал (ла)? Назови первый? Второй? Как будет вместе?
АМ, УМ, ОМ, ИМ
8. Обводка, штриховка листьев, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)
Задание № 8
1. Повторить признаки осени. Знать названия осенних месяцев. Нарисовать картинку «Осень». Составить небольшой рассказ об осени. (5-6 предложений) по своей картинке.
2. Ответь: как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные)
3. Скажи так: ласточка-ласточки,
аист-…,
грач-…,
скворец-…,
жаворонок-…,
журавль-…,
щегол-…
4. Образовать с помощью различных приставок (у, при-, от-, пере -, в -, вы -) слова-действия. Какое слово получится, если к слову «летают» добавить у- (улетают), при- (прилетают) пере- (перелетают) и т.д.
5. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук П. Записать. Нарисовать картинки.
6. Сколько всего звуков ты услышал (ла?). Назови первый? Второй? Как будет вместе?
7. Обводка, штриховка птички, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)
Задание № 9
1. Ответь: какие предметы посуды ты знаешь? Где делают посуду? Из чего делают? (из стекла, фарфора, металла, пластмассы). Какой бывает посуда? (чайная, кухонная, столовая).
2. Назови так: чашка-чашечка,
блюдце-блюдечко,
кастрюля-…,
ложка-…,
вилка-…,
терка-…,
нож-…
3. Назови так: чашка — чашки,
кастрюля-…,
ложка-…,
вилка-…,
терка-…,
нож-…,
тарелка-…
4. Скажи так: стакан из стекла — стеклянный,
чашка из фарфора-…,
нож из металла-…,
терка из пластмассы-…,
подставка из дерева-…
5. Подобрать признаки к словам: чашка, тарелка, стакан, блюдце. Например: чашка (какая?) фарфоровая, хрупкая, гладкая, блестящая, красивая, большая, глубокая, удобная, и т.д.
6. Отгадай загадку, выучи ее наизусть:
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). Нарисуй отгадку, красиво раскрась.
7. Придумать по 5 слов, которые начинаются на звуки Т, К. Записать.
8. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?
АК, УТ, ОК, ОТ
Задание № 10
1. Знать домашних животных. Почему их так называют? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, приносят пользу). Знать, какую пользу приносит каждое домашнее животное.
2. Знать детенышей домашних животных. У собаки-щенок, щенки. У кошки-котенок, котята,
у козы-…,
у коровы-…,
у лошади-…,
у свиньи-…
3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть.
Гладишь — ласкается, дразнишь-кусается,
На цепи сидит — дом сторожит.
Нарисуй собачку, скажи какой первый звук в этом слове?
4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С: стол, коньки, молоко, стакан, лес, нос, губы, стакан, сом, рак, носки, сапоги, санки.
5. Ответь, где в слове слышится звук С (в начале, середине, конце) : стакан, коса, нос.
6. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?
СА, СО, СУ, СЫ
ДЕКАБРЬ
Задание №11
1. Повторить задание №10
2. Скажите так: котенок – котята,
щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок -…,
поросенок — …
3. Скажите так: котенок – много котят,
щенок — …,
ягненок — …,
козленок — …,
жеребенок — …,
теленок — …,
поросенок — …
4. Дидактическая игра «Кто как кричит?» — уточнить названия действий животных.
Кошка – мяукает,
лошадь — …,
корова — …,
собака — …,
свинья-…,
овца-…
5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Собака живет в конуре,
свинья живет -…,
коза-…,
лошадь- …
6. Определить место звука «С» (начало, середина, конец) в словах: мост, колбаса, салют, вопрос, хвост, салат, светофор, снег, класс.
7. Придумать 5 слов со звуком «С» в начале, в середине и в конце слова. Записать.
8. Обводка, штриховка домашних животных, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)
Задание №12
1. Назови диких животных наших лесов. Знать, почему они так называются, (живут в лесу и сами добывают пищу)
2. Скажи так:
белка – много белок,
медведь — …,
лиса — …,
ёж — …,
волк — …,
заяц — …,
лось — …,
кабан -…
3. Назови детенышей: у лисы – лисенок, лисята, у волка — …., у медведя — …
4. Отгадать загадки, выучи одну на выбор:
а) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)
б) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)
в) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)
5. Образовать слова, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?
У зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы.
У лисы …, у волка …, у медведя …
6. Определить место звука «З» (начало, середина, конец)в словах: газон, Зоя, гнездо, заяц, кузнец, золото
7. Придумать 5 слов со звуком «З» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать 2- 3
картинки со звуком «З» в начале и в середине слова.
Задание №13
1. Ответь: как называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие) Назови их, (голуби, снегири, галки, вороны, сороки, дятлы, чечетки, воробьи). Зачем для птиц зимой делают кормушки? Какой корм дают птицам?
2. Скажи так:
снегирь – снегири – много снегирей,
синица — …,
дятел — …,
ворона — …,
сорока — …,
воробей — ….
3. Отгадать загадку, уметь четко её проговорить:
Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).
4. Определить место звука «Ш» (начало, середина, конец) в словах: шарф, мешок, вишни, шапка, ландыш, душ.
5. Сколько всего звуков? Назови первый, второй. Как будет вместе?
ША, ШУ, АШ, ОШ
6. Придумать по 5 слов со звуком «Ш» в начале, в средине и в конце слова. Записать. Нарисовать несколько картинок.
Задание №14
1. Какое сейчас время года? После какого времени года наступает зима? Какое время года будет после зимы? Сколько месяцев длится зима? Какая погода зимой? Чем покрыты реки и озера?
2. Ответь: лед какой? (гладкий, хрупкий, скользкий и т.д.) снежинка какая? — …, снег — …
Записать.
3. Отгадать загадки:
а) Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет - когда это бывает?
б) Без рук, без ног, а рисовать умеет.
4. Нарисовать в тетради картинку «Зима». Составить рассказ по сюжетной картинке.
5. Уметь придумывать слова со звуком «С» и «Ш» в разных позициях.
6. Определить место звука «Ш» в словах: шофер, шарф, камыш, мишка, шалаш. Звука «С» в словах: сосулька, троллейбус, слива, сосиска, снежинка, трос.
7. Разобрать слова СУП и ДУШ по схеме:
Сколько всего звуков в слове?
Назови первый, второй, третий.
Как будет вместе?
Сколько в этом слове гласных звуков? Назови.
Сколько согласных? Назови.
ЯНВАРЬ
Задание №15
1. Составить и записать небольшой рассказ « Как мы готовились и провели новогоднюю ёлку»
а) Как мы готовились к ёлке
б) Как украшали ёлку
в) Как мы веселились у новогодней елки
г) Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике?
2. Отгадать загадку:
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими.
Нарядная, забавная, на Новый год я – главная.
3. Образовать слова, отвечающие на вопросы: какой, какая, какие, какое?
Из ваты – ватный снеговик, ватная игрушка, ватное украшение, ватные игрушки.
Из бумаги — …,
из картона — …,
из стекла — …,
из пластилина — …,
из пластмассы — …,
из поролона — …
4. Придумать по 5 слов со звуком «Ц» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать по 2-3 картинки со звуком «Ц» в разных позициях.
5. Сколько всего звуков? Какой 1-ый, 2-ой? Скажи вместе. Назови гласный, назови согласный звук.
АЦ, ЦО, ЦУ, ИЦ
6. Нарисовать крупно любимую елочку, нанести узор.
Задание №16
1. Повторить задание №15.
2. Расскажи, в какие игры можно играть зимой?
3. Составь рассказ «Как ребята слепили снеговика»
План: Какой был день?
Что задумали сделать ребята?
Как они работали?
Какой получился снеговик?
Рассказ записать.
4. Дидактическая игра «Слова рассыпались» (правильно составить предложение):
Ребята, на, катались, с, санках, горы
Слепили, во, девочки, дворе, снеговика
На, любят, кататься, лыжах, мальчики
Весело, в, играли, дети, снежки
5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, жаба, пижама, Жора, Женя, мороженое, живот.
Разобрать слово ЖУК по схеме (см. задание №15)
Нарисовать снеговика.
ФЕВРАЛЬ
Задание №17
1. Ответь: Какой транспорт ты знаешь? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский), назови. Как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой), назови.
2. Знать части машины: кузов, кабина, колеса, сиденье, фары, руль, дверцы, дворники.
3. Закрепление названий профессий на транспорте:
Ответь: кто управляет машиной? (водитель, шофер)
Кто водит поезд? (машинист)
- кто управляет самолетом? (летчик, пилот)
- кто управляет пароходом? (капитан)
4. Придумать по 5 слов со звуком «Ж» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать картинки.
5. Разобрать слово ЖАР по схеме (см. задание №15)
6. Отработать произношение трудных слов: милиционер, регулировщик, велосипедист, мотоциклист.
Задание №18
1. Дидактическая игра «Дополни предложение нужным словом»:
По воздуху люди передвигаются на …
- по суше люди передвигаются на …
- по воде люди передвигаются на …
Поезд – два поезда, пять поездов,
трамвай — …,
машина — …,
грузовик — …,
автобус — …,
пароход — …,
троллейбус — …,
электричка — …,
самолет-…
3. Повторить задание со звуками «Ш» и «Ж»
Выучить наизусть скороговорку:
У Жени и Шуры жил журавль Жура.
4. Обводка, штриховка транспорта (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).
Задание №19
1. Назови мебель. Где делают мебель? Из чего делают мебель? Где покупают мебель?
Назови так: шкаф – шкафы – много шкафов,
стол — …,
кресло — …,
кровать — …,
диван — …,
стул — …,
комод-…
2. Сказать с числами 2 и 5 слова: стол, стул, кресло, сервант, диван
3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:
Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)
4. Составить рассказ о предмете мебели (стол, диван, кровать, шкаф) по выбору.
Нарисовать картинку.
О каком предмете мебели ты будешь рассказывать?
- какой формы, цвета, что у него есть, из чего сделан?
- зачем он нужен в комнате?
Например: Это стул. У стола есть спинка, сиденье, четыре ножки. Стул сделан из дерева. Сиденье покрыто тканью. Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.
5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, желуди, мороженое. Звука «З» в словах: зубы, резинка, ваза, заяц, корзина.
Задание №20
2. Сказать с числами 2 и 5 слова:
моряк,
пехотинец,
танкист,
солдат,
артиллерист,
ракетчик,
летчик,
пограничник.
3. Закончить предложение словами из п. 2
« На параде мы любовались моряками, пехотинцами …
4. Определить место звука «Ч» в словах: чай, ключ, врач, чеснок, вечер, печенье, чулки, мяч, перчатки.
5. Нарисовать праздничную картинку.
МАРТ
Задание № 21
Выучить стихотворение. Четко произносить звуки.
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов простое слово «мама»,
И нет слова нужнее, чем оно.
2. Подобрать ласковые слова к словам: «мама», «бабушка». Записать.
3. Рассказать о своей маме.
План:
Как зовут твою маму?
- рассказать о работе мамы (назвать, где и кем работает, что делает на работе).
- за что ты любишь свою маму?
4. Нарисовать цветы для мамы и бабушки.
Задание № 22
1. Ответить правильно: Какое время года наступило? Как ты догадался? (солнце светит ярче, пригревает, на деревьях набухают почки, тает снег, капает капель, дни стали длиннее, а ночи короче).
2. Выучить наизусть стихотворение И. Токмаковой «Весна»
К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами;
Черные проталины на полях видны,
Видно, очень теплые ноги у весны.
3. Нарисовать картинку «Ранняя весна». Составить рассказ по этой картинке. (7-8 предложений). Записать.
4. Подобрать слова-определения: снег ранней весной (какой?) – зернистый, тяжелый, темный, липкий.
Небо — …, солнце — …, воздух — …
5. Образовать новые слова:
чистый – чисто,
легкий – легко,
теплый — …,
высокий — …,
светлый — …,
темный — …,
тяжелый — …,
холодный — …
6. Придумать по 5 слов со звуком «Ч» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать картинки с этим звуком.
Задание № 23
1. Повторить тему «Одежда».
Знать швейные принадлежности: нитки, иголки, наперсток, пуговицы, ножницы, булавки, сантиметр, швейная машина.
2. Образовать слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какие, какое?
Рубашка из ситца – ситцевая,
халат из шелка -…,
брюки из шерсти — …,
пальто из драпа — …,
платье из капрона — …,
кофта из фланели — …
3. Сказать с числами 2 и 5 слова: пуговица, иголка, наперсток, булавка, сантиметр.
4. Определить место звука «Щ» в словах: ящерица, лещ, щенок, щука, щель, плащ, овощи, роща, ящик.
5. Крупно нарисовать платье, украсить его узорами.
Задание № 24
1. Знать о профессиях врача, повара, шофера, летчика, капитана, дворника, продавца, портнихи. Ответить: что делает повар? (варит, печет, жарит и т.д.) Что делает воспитатель, нянечка, портниха, врач?
2. Сказать правильно: дерево – деревянный,
стекло – стеклянный,
кожа — …,
железо — …,
пластмасса — …,
бумага — …,
снег — …,
резина — …,
мех — …,
песок — …,
кирпич — …
3. Подобрать слова, про которое можно сказать деревянный, кожаная, бумажные.
Записать.
Например: бумажный платок, бумажная игрушка, бумажные салфетки, бумажное полотенце.
4. Придумать по 5 слов со звуком «Щ» в начале, в середине и в конце слова. Записать.
5. Нарисовать картинки с этим звуком.
АПРЕЛЬ
Задание № 25
1. Какие строительные профессии ты знаешь?
2. Отгадать загадку, выучить наизусть:
Вот на краешке с опаской он железо красит краской.
У него в руках ведро, сам расписан он хитро. (Маляр)
3. Ответить предложением на вопросы:
Кто штукатурит дом? (Дом штукатурит штукатур).
Кто красит стены?..
Кто вставляет стекла?..
Кто работает на экскаваторе?..
Кто кроет крышу?..
Кто делает двери? Рамы?..
Кто монтирует дом?..
Кто работает на кране?..
4. Определите место звука «Л» в словах: зал, лук, молоко, пенал, ложка, ласточка, бутылка, пчела.
Разобрать слова: лук, пол, лоб по схеме (см. задание №15). Записать.
Задание № 26
2. Выучить стихотворение (правильно произноси все звуки):
Взлетел в ракете русский парень-
Всю землю видел с высоты.
Был первым в космосе Гагарин
Каким по счету будешь ты?
3. Сказать с числами 2 и 5:
1 космический корабль, 2 - 5 –
1 космический луноход, 2 - 5 –
1 космическая ракета, 2 - 5 –
Составить с этими словами предложения.
4. Придумать по 5 слов со звуком «Л» в разных позициях. Нарисовать картинки.
5. Обводка, штриховка ракеты (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).
Задание № 27
1. Поговорить с ребенком о признаках весны, о жизни растений, животных весной.
2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делать? Что делают?
По теме «Весна»: трава …, птицы …, деревья …, дети …
3. Сказать так: один грач – два грача – пять грачей.
Скворец — …,
чайка — …,
ласточка — …
жаворонок — …
4. Определить место звука «Р» в словах: рак, топор, паровоз, радуга, ракета, помидор, ведро, барабан, самовар. Записать.
5. Выучить скороговорки:
На дворе трава, на траве дрова.
- на горе, на горке герой наш Егорка.
- на горке горько ревет Егорка.
6. Обводка, штриховка перелетных птиц: (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).
Задание № 28
1. Знать свой адрес.
2. Составить рассказ «Улица, на которой я живу»
Как называется улица, на которой ты живешь?
Что есть на твоей улице?
Какой транспорт ходит по улице?
Чем тебе нравится твоя улица? Нарисовать свою улицу.
2. Подобрать признаки к словам: улица (какая?) широкая, просторная, красивая, зеленая, праздничная и т.д..
Слова: дом (какой?), комната (какая?), двор (какой?).
3. Придумать по 5 слов со звуком «Р» в разных позициях. Нарисовать картинки.
Бараношникова Светлана Владимировна,
учитель-логопед
Начальная — школа детский сад № 662
г. Санкт-Петербург
Сегодня многим родителям, которые заботятся о всестороннем развитии малыша, известно, что формированию навыку грамотного письма и чтения способствует нормальное речевое развитие ребенка. До начала занятий необходимо провести обследование речи малыша, найти все недостатки в произношении.
Вот какова характеристика ребенка данного возраста:
- К 5 годам малыш должен владеть всеми звуками речи, исключение составляют шипящие звуки и «Р», иногда звук «Л», которые ребенок еще может плохо выговаривать
- У ребенка в лексиконе должен быть достаточный запас слов для того, чтобы он мог составить предложение из 5-7 слов.
- Ребенок должен уметь употреблять слова в единственном и множественном числе.
- Малыш должен уметь описывать какой-либо предмет, указывая на его качества.
- Умение вести диалог – еще одна из норм, характерных для детей данного возраста. При общении со взрослым речь его должна быть понятна, причем не только родителям, но и посторонним людям.
- Ребенок должен быстро называть свое имя, фамилию, возраст, имена родителей, клички животных, которые живут рядом.
Если ребенок не умеет делать чего-то из указанного выше, ему будет полезно посещать логопедические занятия. Они будут направлены на развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие воздушной струи и, конечно, коррекцию нарушения звукопроизношения.
В частных логопедических центрах консультации и занятия проводит логопед. При этом его работа стоит недешево. Но родители, у которых есть возможность заниматься дома со своим малышом, вполне смогут проводить это время с пользой. Тем более в домашней непринужденной обстановке ребенок чувствует себя более комфортно: нет излишнего напряжения от общения с незнакомым человеком.
Логопедические занятия дома
На помощь мамам приходит различная литература.
Одним из пособий, которым можно воспользоваться дома, является «Логопедические домашние задания для детей с ОНР для 5-7 лет» Теремковой Н.Э. Эти задания можно предлагать ребенку и не достигшему возраста 5 лет.
Предлагаем воспользоваться пособиями еще двух авторов – это Бардышева Т.Ю.и Моносова Е.Н. Они предлагают воспитателям и родителям большое количество пособий, предназначенных для развития детей с -х летнего возраста.
Для того чтобы домашние занятия были успешными, нужно соблюдать некоторые правила:
- Все занятия необходимо проводить в игровой форме для того, чтобы ребенок был увлечен всем происходящим, а также не понимал истинного значения проводимых упражнений.
- Занятия нужно ограничивать по времени. Для начала это 3-5 минут, затем доводить до 15-20.
- Количество игровых занятий в день примерно 2-3, так материал быстрее усвоится.
- Хвалите ребенка за каждый успех, поддерживайте добрыми словами. Не употребляйте слово «неправильно» - ребенок может замкнуться и больше не пойти на контакт.
- Занятия лучше проводить в часы, когда ребенок не уставший. Лучшее время для этого - после завтрака и после дневного сна.
- Когда разговариваете с ребенком, поворачивайтесь к нему лицом, четко произносите все звуки. Помните, вы – объект для подражания.
- Если, выполняя задание, знакомитесь с теми или иными явлениями природы, необходимо делать это в то время, для которого эти явления характерны (зимой – изучение зимних явлений, летом – летних).
Этапы домашних занятий
Давайте уточним порядок действий при проведении занятий дома:
- Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для органов артикуляции.
- Игры на звукоподражание, развитие слуха, логоритмику.
- Развитие речи, пополнение словарного запаса.
Рассмотрим по порядку каждый этап занятий в домашних условиях.
Гимнастика для пальчиков
Известно, что между рукой человека и мозга имеется сильная взаимосвязь. Поэтому, выполняя мелкие движения рукой, мы тем самым тренируем зоны коры головного мозга. Ну а если эти движения сочетаются с речью, то пользы от таких упражнений будет намного больше.
Родители, занимаясь пальчиковой гимнастикой со своим малышом, должны не просто просить выполнить какие-либо действия, а разучивать и повторять с ребенком недлинные стишки, поговорки, песенки.
Варианты упражнений для пальчиков имеется огромное множество. В книжных магазинах можно встретить большое количество литературы с целыми комплексами упражнений на развитие моторики. Этими изданиями может воспользоваться любая мама.
В целом, можно выделить ряд движений, способствующих развитию мелкой моторики:
- поглаживание одной ладонью другую;
- массаж пальчиков одной руки другой рукой;
- совмещение большого пальца руки с другими пальчиками;
- совмещение друг с другом пальчиков двух ручек.
Огромную пользу несет игра с «волшебным мешочком», в который мама насыпает крупу. В каждом мешочке может быть как крупа одного вида, так и разного. Обычно используется гречневая крупа, горох, фасоль, рис.
Ребенка просят потрогать пальчиками мелкие и крупные включения. Еще один вариант использования крупы: просто перемешать в тарелочке разные виды и попросить малыша ее перебрать.
Основные упражнения показаны в этом видео:
Артикуляционная гимнастика
Эти упражнения направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие амплитуды движений. Любой последующей постановке звуков предшествуют артикуляционные упражнения.
Упражнения делятся на динамические и статические. При выполнении первых язык, губы выполняют какие-либо упражнения, то есть постоянно двигаются. При выполнении вторых – органы артикуляции должны «занять» определенное положение и удерживать его на протяжении нескольких секунд. Такие упражнения сложнее даются малышу, важно научить ребенка делать это.
Различаются упражнения, которые можно делать всегда и всем малышам. Они просто способствуют развитию движений всех мышц аппарата.
Существуют упражнения, которые «подготавливают» те мышцы, необходимые при произнесении того звука, что ребенок плохо выговаривает.
Среди упражнений можно выделить следующие:
- на развитие и укрепление мышц языка;
- на развитие и укрепление мышц губ;
- на развитие и укрепление мышц щек;
Вот некоторые из этих упражнений:
«Улыбочка». Сильно растянуть губы в улыбке, но зубы при этом не должны быть видны. Удержать улыбку 30 секунд.
«Заборчик». Сильно улыбнуться, чтобы были видны зубки, удержать улыбку.
«Накажем непослушный язычок». Слегка приоткрыть ротик, язычок положить на нижнюю губу и, шлепая по нему губами, проговаривать «пя-пя-пя...».
«Трубочка». Открыть ротик, высунуть язычок и постараться загнуть его боковые края вверх в виде трубочки, удержать его в таком положении 30 секунд.
«Оближем варенье». Медленно, не отрывая язычок, облизать сначала верхнюю губу от уголка к уголку, затем повторить процедуру с нижней губой.
«Часики - тик-так». Сделать улыбку, приоткрыть рот, затем кончиком языка поочередно дотрагиваться до уголков рта.
«Чистим зубки». Улыбнуться, приоткрыть рот, далее кончиком языка, достаточно сильно его прижимая, чистим внутреннюю часть зубов нижнего ряда (7-10 раз). Это же упражнение повторить с зубами верхнего ряда (7-10 раз).
«Качели». Улыбнуться и широко открыть рот. Затем на «раз» опустить кончик язычка за нижний ряд зубов, на «два» - поднять за верхний. Повтор – 4-5 раз.
Выполнять упражнения лучше не просто по требованию. Заинтересуйте малыша. Предложите ему совершить путешествие в волшебную страну, где главный герой – язычок. Пофантазируйте вместе, и эти занятия принесут много пользы ребенку.
Не забывайте, все упражнения на развитие органов артикуляции необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен не только чувствовать, где находится язычок и что делают губки, но и видеть все это.
Основные упражнения показаны в следующих видео.
Развитие фонематического слуха
Так как ребенок осваивает речь не сам по себе, а воспринимая звуки от окружающих, необходимо, чтобы живущие рядом люди говорили правильно.
Помимо этого, окружающие люди на этапе развития речи ребенка могут оказать огромную роль в ее становлении. Многие занятия на развитие слуха основаны как раз на звукоподражании.
Рассмотрим, какие упражнения можно делать с малышом дома:
- Угадать, какой предмет звенит. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, которые могут издавать звук. Показывает, как они звенят. Затем прячет за спиной предмет, издающий звук (барабан, ложка, бокал), и просит ребенка угадать, что звенит.
- Угадай, где звук. Взрослый за спиной ребенка перемещается по комнате и звенит колокольчиком в разных местах. Ребенок должен рукой показать место, в котором он слышит звон.
- Подражание звукам, которые издают животные. Для выполнения этого упражнения желательно использовать сюжетные и предметные картинки. Можно рассмотреть зверюшку, обсудить, как и где она обитает. И произнести звук, который она издает. (Лягушка, пчела, кошка и т.д.)
- Подражание бытовым звукам. Упражнение основано на повторении звуков, которые мы слышим от разных предметов. (капает вода: КАП-КАП, едет поезд: ТУ-ТУ и т.д.)
Большую роль в развитии слуха и чувства ритма играют логоритмические упражнения. Это упражнения, в которых совмещается движение, речь и музыка. Этот вид занятий очень нравится ребенку. Взрослый показывает ребенку движения и произносит слова, все это делается под грамотно подобранную музыку. Главное в этом – заранее подготовиться. Ведь как занятие окажется интересным, если взрослый будет постоянно ошибаться в словах?..
Развитие речи
Работа по развитию речи ребенка включает два направления:
- Словарная работа, где ребенок уточняет представление об окружающем мире предметов и явлений, взаимоотношениях людей.
- Развитие грамматического строя языка – ребенок учится употреблять слова в правильной форме, грамотно составлять предложения.
Словарная работа решает следующие задачи:
- уточнение понимания имеющихся в лексиконе ребенка слов;
- обогащение лексикона новыми словами;
- формирования навыков использования новых слов в самостоятельной речи.
Ребенок осваивает окружающий мир, и, чтобы эта работа была ему интересной и полезной, необходимо использовать строительные наборы, игрушки, детские книги, предметные и сюжетные картинки.
Хочется порекомендовать для использования на домашних занятиях по развитию речи демонстрационный материал, разработанный авторами Ольгой Громовой и Галиной Соломатиной. Он представлен картинками с четкими и яркими иллюстрациями, которые будут понятны и интересны детям.
Не забывайте, при работе с картинкой необходимо поставить вопрос правильно для того, чтобы малыш смог найти слова для обозначения качества предмета.
Важно понимать, что в речи данное слово может и не использоваться. С этой целью новые слова нужно повторять в сочетании с другими знакомыми словами. Например, при чтении стиха Сурикова «Зима» ребенку предлагают подумать, что еще можно назвать словом «пушистый»: котенка, полотенце. Повторяя его в сочетании со знакомыми словами, ребенок начинает использовать его в самостоятельной речи.
Материал, с которым будете работать, должен соответствовать возрасту ребенка. Для 4-летнего могут быть сказки «Курочка Ряба», «Колобок» и другие. Сказка побуждает сочувствие ко всему хорошему, она необходима как для развития речи, так и для нравственного воспитания.
Чтение сказок должно сопровождаться показом ярких иллюстраций. Хорошо подкрепить прочитанное красивым мультфильмом. Это углубит впечатление от сказки.
В возрасте пяти лет ребенку можно предлагать сравнивать признаки предметов, обобщать (овощи, фрукты), составлять предложения по опорным словам (девочка, лес, корзина). Закрепление материала происходит в дидактических играх, большую помощь в этом оказывают пословицы, скороговорки.
Вот примерный список тем, которые предлагаются ребенку: «Части тела человека», «Одежда», «Времена года», «Овощи, фрукты и ягоды», «Дом и его части», «Мебель», «Животные», «Транспорт» и другие.
Развитие грамматического строя речи происходит при обогащении и активизации словаря, формирования связной речи. Чаще всего у детей встречаются ошибки в изменении существительных по падежам и по числам (нет сапогов, карандашов, котёнки, гусенки). На эти трудности и нужно обращать внимание при проведении индивидуальных занятий с ребенком.
Вот некоторые виды упражнений, которые проводятся с ребенком: «Один – много» (рука-руки), «Что покажу?» (Цветы, лампу) «Кому – что? (косточку – собаке), «Кто чем питается?» (корова – травой), «Назови ласково» (кот – котик, кольцо – колечко), «Раздели слово на два» (самолет – сам летает), «Кто это и какой?» (яблоко круглое, сладкое), «Чья это часть?» (у лисы хвост – лисий хвост), «Вчера – сейчас» (вчера я ходила в парк, сейчас я играю с куклой) и другие.
Сегодня на полках магазинов можно встретить большое количество литературы, в которых подробно расписаны упражнения и занятия для развития связной речи малыша, которыми вполне можно пользоваться дома.
Не забывайте, ребенок растет и совсем скоро пойдет в первый класс. И от того, насколько будет сформирована его речь, зависит успешность обучения в школе. Период от 4 до 7 лет - наиболее благоприятный для развития и коррекции речи.
Уделите на этом этапе развития максимально много времени своему малышу и вы, тем самым заложите крепкий фундамент для будущих успехов ребенка.
Пример логопедического занятия вы можете увидеть в следующем видео.
(У меня дома есть машинка, …)
2. Из чего сделана эта игрушка?
- Железная машинка сделана из железа.
- Деревянная матрёшка сделана из …
- Резиновый мяч сделан из …
- Пластмассовая лопатка сделана из …
3. Игра «один - много»
один кубик - много кубиков
одна кукла - много …
одна машинка - много …
один мяч - много…
4. «Назови ласково»
мяч - мячик матрёшка - …
кукла - … машина - …
«Не обижен, а надут.
Его по полу ведут». (…)
- Выучить стихотворение:
«Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший».
ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ.
(II подгруппа)
1.Закончить предложение словом во множественном числе:
Пришла золотая осень.
Ветер раскачивает …
На деревьях пожелтели …
На небе много …
Очень часто моросят …
После дождя много …
2.«Что делает? Что делают?»
Осень что делает? (приходит, наступает)
Ветер осенью что делает?
Листья осенью что делают?
Тучи на небе что делают?
3.«Какая? Какое? Какие?»
Осень какая? (золотая, ранняя, прохладная, тёплая, поздняя, разноцветная, холодная…)
Листья осенью какие?
Небо осенью какое?
Ветер осенью какой?
4.«Сосчитай до 5 »
Одна лужа, две лужи, три … четыре … пять ….
Одна туча, две … три … четыре … пять …
5.Выучить стихотворение «Осень»
«Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета,
Затерялось где-то лето!»
ОВОЩИ
(II подгруппа)
- Ответить на вопрос:
Что такое овощи?
Где растут овощи?
- «Какой? Какая?» (перечислить признаки)
Лук какой? (круглый, твёрдый, гладкий, жёлтый снаружи, белый внутри, сочный, горький, полезный, злой)
Огурец какой?
Морковь какая?
Помидор какой?
Картофель какой?
- Какие овощи любят много «одёжек»?
Много «одёжек» любят …
- «Что можно делать?» (перечислить действия)
С картофелем? (сажать, пропалывать, окучивать, выкапывать, чистить, резать, жарить, варить)
С помидором?
С капустой?
- «Зимние заготовки»
Нарисовать в тетради банку, в банке маринованные овощи: помидоры или огурцы.
- Выучить стихотворение:
«В руки овощи берём,
В два ряда на стол кладём:
Лук, морковка, кабачок,
Помидор, горох, лучок».
ФРУКТЫ
(II подгруппа)
1.Ответь на вопросы:
- Яблоко, апельсин, груша, банан - что это?
- Где растут фрукты?
- Когда убирают фрукты?
- Что из фруктов можно приготовить?
2.Игра «У меня, а у вас…».
У меня лимон, а у вас … (лимоны)
У меня груша, а у вас …
У меня банан, а у вас …
У меня яблоко, а у вас …
У меня персик, а у вас …
3.«Великан и Гномик»
У Великана в саду апельсин, а у Гномика - апельсинчик
У Великана в саду мандарин, а у Гномика …
У Великана в саду банан, а у Гномика …
У Великана в саду яблоко, а у Гномика …
4.«Сосчитай до 5»
Одна слива, две сливы, три … четыре … пять …
Один банан, два банана, три … четыре … пять …
5.Выучить стихотворение:
«Овощи и фрукты -
Вкусные продукты.
В огороде и в саду
Для еды я их найду»
ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ
(II подгруппа)
- «Ответь на вопросы»
Берёза, клён, осина, липа - что это?
Какие ещё деревья ты знаешь? (перечислить)
Какого цвета были листья на деревьях летом?
Какого цвета стали листья на деревьях осенью?
- «Сравни»
Дуб большой, а рябина …(какая?)
У дуба ствол толстый, а у берёзы …
Сосна высокая, а куст …
У берёзы листья, а у ёлки …
- «У дома и в лесу»
У дома растёт клён, а в лесу растут … (клёны )
У дома растёт берёза, а в лесу растут …
У дома растёт дуб, а в лесу растут …
У дома растёт ёлка, а в лесу растут …
- «Сосчитай до 5»
(при счёте загибать по одному пальчику)
одна сосна, две … три … четыре … пять …
один дуб, два … три … четыре … пять …
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Зимой и летом одним цветом»
ЯГОДЫ
(II подгруппа)
1.«Одна ягода - много ягод»
Одна клубника, много клубники
Одна черника, много …
Одна ежевика, много …
Одна брусника, много …
Одна клюква, много …
Одна малина, много …
2.«Сосчитай до 5»
Одна клубника, две … , три … , четыре … , пять …
3.«Какая ягода крупнее?»
Клубника или земляника?
Белая смородина или крыжовник?
4.«Сладкая, горькая или кислая?»
Малина на вкус какая? …
Клубника на вкус какая?
Клюква на вкус какая?
Крыжовник на вкус какой?
Брусника на вкус какая?
5.«Где растут ягоды?»
Малина растёт в саду и в лесу.
Клубника растёт в …
Ежевика растёт в …
Клюква растёт на …
Смородина растёт в …
ЛЕС. ГРИБЫ
(II подгруппа)
1.«Продолжить предложение»
Мы пошли в лес за опятами, маслятами …
2. «Один - много»
Один белый гриб - много белых грибов
Одна лисичка - много …
Одна волнушка - много …
Одна сыроежка - много …
Один мухомор - много …
Один груздь - много …
3. «Что можно сделать с грибами?»
Грибы можно сорвать, срезать, …
4.«Назови ласково»
Боровик - боровичок
Моховик - …
Сыроежка - …
Пень - …
Лес - …
Лукошко - …
5.Отгадай и выучи загадку, нарисуй ответ.
«Не обут он никогда,
Но без шляпки - никуда!»
ОДЕЖДА И ОБУВЬ
(II подгруппа)
1.«Что лишнее и почему?»
Куртка, шапка, сапоги, шарф;
Туфли, тапки, кроссовки, шуба.
2.«Одежда или обувь?»
Распределить предметы по назначению: туфли, кеды, халат, босоножки, платье, валенки, шуба, шарф, сапоги, куртка, шорты, футболка, кроссовки, брюки, свитер.
ОДЕЖДА: ОБУВЬ:
… …
3.«Скажи наоборот»
взрослая одежда - … (детская одежда)
большие сапоги - …
чистые туфли - …
длинный шарф - …
сухие перчатки - …
4.«У меня - у вас»
У меня рубашка, а у вас рубашки.
У меня куртка, а у вас …
У меня майка, а у вас …
У меня платье, а у вас …
У меня шарф, а у вас …
У меня плащ, а у вас …
ПОСУДА
(II подгруппа)
1.«У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у …
Дырочки есть у …
Крышка есть у …
Одна ручка есть у …
Две ручки есть у …
Лезвие есть у …
Четыре зуба есть у …
2.«Что лишнее и почему?»
Кастрюля, ложка, суп, тарелка.
Нож, вилка, сковорода, мясо.
3.«Сосчитай до 5»
Один стакан, два …, три …, четыре …, пять …
Одна миска, две …, три …, четыре …, пять …
Одно ведро, два …, три …, четыре …, пять …
4.«Сравни чашку и стакан» (по наглядности)
Чашка с ручкой, а стакан …
Чашка низкая, а стакан …
Чашка широкая, а стакан …
Чашка фарфоровая, а стакан …
Чашка для чая, а стакан для …
5.Отгадай загадку, нарисуй отгадку:
«Из горячего колодца через нос водица льётся».
ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ
(II подгруппа)
- «Что из чего делают?»
сыр делают из … (молока)
сливочное масло делают из …
сметану делают из …
хлеб делают из …
котлеты делают из …
борщ готовят из …
- «Великан и Гномик»
Великан варит суп, а Гномик варит … (супчик)
Великан печёт пирог, а Гномик печёт …
Великан жарит котлету, а Гномик жарит …
Великан ест конфету, а Гномик ест …
- «Сосчитай до 5»
одна котлета, две котлеты, три …, четыре …, пять …
один пирог, два пирога, три …, четыре …, пять …
- «Что делали с этим продуктом?»
жареный картофель - картофель жарили
мороженая клюква - …
солёная рыба - …
копчёная рыба - …
квашеная капуста - …
отварные овощи - …
отбивное мясо - …
ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ
(II подгруппа)
- «Назови ласково»
птенец - птенчик
перо - …
голова - …
шея - …
крыло - …
клюв - …
- «Один - много»
он грач - они грачи - много грачей
он стриж - они … - много …
он аист - они … - много …
он скворец - они … - много …
он журавль - они … - много …
он соловей - они … - много …
она ласточка - они … - много …
она кукушка - они … - много …
- «Кто лишний и почему?»
Ласточка, кукушка, попугай, соловей
Журавль, аист, цапля, курица
- «Кто как кричит?»
Утка: «Кря - кря» - крякает
Грач: «Кра - кра» - …
Ласточка: «Чиф - чиф» - …
Кукушка: «Ку - ку» - …
Журавль: «Курлы - курлы» - …
- «Отгадай и выучи загадку»
«Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда»
ЗИМА. ПРИЗНАКИ ЗИМЫ.
(II подгруппа)
- «Ответь на вопросы»
- Какое сейчас время года?
- Какая бывает зима? (злая, …)
- Каким бывает снег? (мягкий, …)
- Что могут делать снежинки? (летать, …)
- «Где это бывает?» Учим детей отвечать на вопрос полным предложением.
- Где лежит снежинка? (Снежинка лежит на земле.)
- Где висит сосулька?
- Где замёрз лёд?
- Где катаются дети?
- Где слепили снеговика?
- «Скажи со словом нет »
зима - нет зимы
снег - нет …
мороз - нет …
метель - нет …
лёд - нет …
- «Сосчитай до пяти»
Одна снежинка, две снежинки, три … четыре … пять..
Один снеговик, два снеговика, три … четыре … пять …
- Выучить стихотворение:
«На ветках снега бахрома,
Трещит мороз, пришла зима!»
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(II подгруппа)
- «Назови жилище животного»
Лиса живёт в … (норе).
Медведь спит зимой в ….
Ёжик залез на зиму в … .
Белка сидит в ….
Зайчик дрожит под ….
Волк сидит в … (логове).
- «Кто кем будет?»
Ежонок будет ежом.
Лисёнок будет ….
Волчонок будет ….
Медвежонок будет ….
Зайчонок будет ….
Лосёнок будет ….
- Сравни этих животных:
Заяц маленький, а медведь …
У зайца хвостик короткий, а у волка …
У зайца уши длинные, а у лисы …
Заяц мягкий, а ёж …
У лисы лапы, а у лося …
- Составь рассказ «Дикое животное нашего леса»
- Кто это?
- Назови части тела животного.
- Чем питается?
- Кто детёныши?
- Как называется его «дом»?
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ И ИХ ДЕТЁНЫШИ
(II подгруппа)
- «Кто кем был?»
Собака была щенком.
Лошадь была …
Корова была …
Свинья была …
Кошка была …
- «Назови детёныша ласково»
котёнок - котёночек
щенок - …
поросёнок - …
козлёнок - …
телёнок - …
- «Какое животное так разговаривает?»
лает - …, ржёт - …, мычит - …, блеет - …, хрюкает - …
- «Кто (что) лишний и почему?»
Конь, баран, копыто, бык.
Овца, коза, корова, лось.
- «Отгадай и выучи загадку»
«У порога плачет,
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт».
ДИКИЕ ПТИЦЫ
(II подгруппа)
- «Здесь - там»
Здесь - синица, там - синицы, много синиц
Здесь - голубь, там … много …
Здесь - сорока, там … много …
Здесь - сова, там … много …
Здесь - ворона, там … много …
Здесь - воробей, там … много …
Здесь - снегирь, там … много …
- Сосчитай до пяти»
Один снегирь, два … пять …
Одна ворона, две … пять …
- «Кто лишний и почему?»
Ворона, воробей, ласточка, снегирь.
Скворец, соловей, журавль, сорока.
- «Человек - животные - птицы»
У человека - дети, а у птицы - птенцы.
У человека - нос, а у птицы - к…
У животных - шерсть, а у птиц - п…
У кошки - лапы, а у птицы - н …
- «Отгадай и выучи загадку»
Проглотил червячка,
Попил воды из родничка.
По лужайке скок да прыг:
«Чик - чи - рик, чик - чи - рик!!!»
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
(II подгруппа)
1.«Ответь на вопросы»
Дед Мороз едет к нам, на чём он едет?
С кем едет Дед Мороз?
С чем он едет? Что везёт?
Зачем он едет к нам?
2.«Исправь ошибки Незнайки»
Маска надела Машу.
Ёлка пляшет возле Снегурочки.
Ёлка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принёс подарки с мешками.
3.«Великан и Гномик»
У Великана снег, а у Гномика снежок.
У Великана ёлка, а у Гномика …
У Великана на ёлке шары, а у Гномика на ёлочке …
У Великана на ёлке звезда, а у Гномика на ёлочке …
У Великана сани, а у Гномика …
4.«Что лишнее, кто лишний и почему?»
Лыжи, санки, велосипед, коньки
Снеговик, Дед Мороз, Дюймовочка, Снегурочка
5.Нарисуй ёлку и шары на ней
6.Выучи стихотворение:
«К нам на ёлку, ой - ой - ой,
Дед Мороз пришёл большой!
Дед Мороз, Дед Мороз -
Он подарки нам принёс!»
ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА
(II подгруппа)
- Игра «Один - много»
Лоб - лбы локоть - …
Рот - … ухо - …
Нос - … щека - …
Бровь - … палец - …
Рука - … нога - …
- «Исправь ошибку Незнайки и скажи правильно»
Руками прыгают, а ногами трогают.
Глазами нюхают, а носом смотрят.
Ушами едят, а ртом слушают.
Ногами хлопают, а руками топают.
Ногтями берут, а руками царапают.
- Игра «Он и я»
Он ест - я ем; Он спит - я …
Он идёт - я … Он нюхает - я …
Он пьёт - я … Он играет - я …
- Ответь на вопросы:
Сколько у тебя ног (рук, пальцев на 1-й руке, на двух руках; на 1-й ноге, на двух ногах; сколько глаз, ушей, носов, волос)?
НАША СЕМЬЯ
(II подгруппа)
- Ответь на вопрос: «С кем ты живёшь?»
Я живу с …
- «Назови ласково»
мама - мамочка дочь - …
папа - … сын - …
баба - … внук - …
дед - … внучка - …
брат - … сестра - …
- Игра «Мой, моя, мои»
Чья мама? Мама моя.
Чья бабушка? …
Чей дедушка? …
Чьи родители? …
Чей братик? …
Чья сестрёнка? …
- «Исправь Незнайку и скажи правильно»
Мама старше бабушки.
Папа младше сына.
Дедушка младше папы.
Дочь старше мамы.
Внучка старше бабушки.
Дедушка младше внука.
ПРОФЕССИИ: ПОЧТАЛЬОН, ПОВАР
(II подгруппа)
- «Кто что делает?»
Почтальон - …
Повар - …
Воспитатель - …
Врач - …
Водитель - …
- «Кому это нужно для работы?»
Газеты, письма, журналы - …
Кастрюли, поварёшки, сковородки - …
Градусник, шприц, шпатель - …
Автобус, автомобиль - …
- «Исправь ошибки Незнайки и скажи правильно»
Водитель лечит, а врач водит автобус.
Повар разносит газеты, а почтальон варит суп.
- «Один - много»
Повар - много …
Почтальон - много …
Врач - много …
Водитель - много …
Воспитатель - много …
- «Сосчитай до 5»
Один повар, два …, три …, четыре …, пять …
Один почтальон, два …, три …, четыре …, пять …
ИНСТРУМЕНТЫ
(II подгруппа)
- Как называется дом:
Из блоков - … (блочный)
Из кирпича - …
Из дерева - …
Если много этажей - …
Если один этаж - …
- Игра «Великан и Гномик»
У Великана молоток, а у Гномика … (молоточек)
У Великана гвоздь, а у Гномика …
У Великана топор, а у Гномика …
У Великана лопата, а у Гномика …
- Какое слово лишнее и почему?
Маляр, кисть, молоток, отвёртка
Стекольщик, каменщик, рубанок, сантехник
Мастерок, молоток, рубанок, шпри
- Выучить стихотворение:
«Молотком и топором
Строим, строим новый дом.
В доме много этажей,
Много взрослых и детей»
МЕБЕЛЬ
(II подгруппа)
1.«Один - много»
Стол - столы - много столов
Диван - … много …
Шкаф - … много …
Кресло - … много …
Стул - … много …
Кровать - … много …
2.«Без чего не бывает?»
Стола не бывает без крышки
Стула не бывает без …
Шкафа не бывает без …
Кресла не бывает без …
Дивана не бывает без …
Комода не бывает без …
3.«Великан и Гномик»
У Великана стол, а у Гномика …
У Великана кровать, а у Гномика …
У Великана шкаф, а у Гномика …
У Великана диван, а у Гномика …
У Великана стул, а у Гномика …
4.Выучить стихотворение:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Кресло, стул, диван, кушетка,
Полка, шкаф, кровать, банкетка»
ТРАНСПОРТ.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.
(II подгруппа)
- Назови, что может:
Летать - …
Ездить - …
Плавать - …
- Скажи наоборот:
Отъехал от дома - подъехал к дому
Въехал на горку - …
Выехал из гаража - ...
Улетел на самолёте - …
Уплыл на катере - …
- Что лишнее и почему?
Самолёт, вертолёт, орёл, ракета.
Трамвай, троллейбус, остановка, автобус.
- Выучи стихотворение:
«Если свет зажёгся красный -
Значит, двигаться опасно!
Жёлтый свет - ты подожди,
А зелёный - проходи!»
НАША АРМИЯ
(II подгруппа)
- Как называется человек, который:
Летает на вертолёте - вертолётчик
Ездит в танке - …
Служит в пехоте - …
Прыгает с парашютом - …
Служит на подводной лодке - …
Летает на самолёте - …
- «Один - много»
солдат - солдаты - много солдат
боец - … много …
лётчик - … много …
танкист - … много …
подводник - … много …
- «Кому это нужно для службы?»
Автомат нужен …
Собака нужна …
Парашют нужен …
Танк нужен …
Самолёт нужен …
- «Что лишнее и почему?»
Пистолет, удочка, винтовка, ружьё
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку.
«Не трактор, а с гусеницами.
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом»
МАМИН ПРАЗДНИК
( II подгруппа)
- Как называется «Мамин праздник»?
Этот праздник зимний или весенний?
- Расскажи, какая твоя мама.
Моя мама родная, … (продолжить перечисление).
- Отгадай загадку:
«Чьи волосы снега белее,
А руки в морщинках, сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинил я стихи?»
- Расскажи, как ты помогаешь маме, бабушке.
- Кто старше:
- Бабушка или мама?
- Дочка или мама?
- Бабушка или внучка?
- Расскажи о своей маме по плану:
- Как зовут твою маму?
- Сколько лет твоей маме?
- Где работает твоя мама?
- Кем работает твоя мама?
- Что любит делать мама дома?
ВЕСНА. ПРИЗНАКИ ВЕСНЫ.
(II подгруппа)
- «Времена года». Закончить предложения.
Наступила тёплая … .
А была холодная … .
После весны придёт жаркое … .
А потом наступит прохладная … .
После осени придёт холодная … .
- «Ответь правильно». Отвечать полным предложением.
Весной солнце греет или морозит?
Весной снег тает или застывает?
Весной ручьи текут или стоят?
Весной травка зеленеет или вянет?
Весной жучки просыпаются или прячутся?
Весной дети катаются на самокате или снегокате?
Весной люди носят шубы или куртки?
- «Цвета весны». Отвечать полным предложением. Нарисовать картинки.
Весной солнышко какое? Весной солнышко …
Весной небо какое? Весной небо …
Весной травка какая? Весной травка …
- Сосчитай цветы до пяти.
Один подснежник, два … , три … , четыре …, пять …
Одна мимоза, две …, три …, четыре …, пять …
- Выучить стихотворение
«Всю ночь капелям не до сна.
Растаял снег - пришла весна!».
РЫБЫ
(II подгруппа)
- Назови 5 рыб, которых ты знаешь
Я знаю пять рыб: …
- Где живут рыбы?
Рыбы живут в морях, …
- Назови части тела рыбы
У рыбы есть голова, …
- Назови блюдо из рыбы
Суп из рыбы - это рыбный суп (уха)
Котлеты из рыбы - это …
Запеканка из рыбы - это …
Консервы из рыбы - это …
- Какая это рыба?
Рыбу законсервировали - это консервированная рыба
Рыбу поджарили - это …
Рыбу сварили - это …
Рыбу подкоптили - это …
Рыбу засолили - это …
- Сосчитай рыб до пяти.
Одна щука, две … три … четыре … пять …
Один окунь, два … три … четыре … пять …
Одна акула, две … три … четыре … пять …
Один карась, два … три … четыре … пять …
РАСТЕНИЯ
(II подгруппа)
- Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Почему они так называются: «комнатные растения»?
- Назови части растения.
У растения есть корень, …
- Игра «Один - много»
Фикус - фикусы - много фикусов
Фиалка - … много …
Корень - … много …
Ствол - … много …
Лист - … много …
Бутон - … много …
- «Сосчитай до пяти»
Одна фиалка, две … три … четыре … пять …
Один фикус, два … три … четыре … пять …
- Игра «Великан и Гномик»
У Великана цветок, а у Гномика … (цветочек)
У Великана корень, а у Гномика …
У Великана лист, а у Гномика …
У Великана бутон, а у Гномика …
У Великана фиалка, а у Гномика …
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку
«Ёжик странный у Егорки -
На окне сидит в ведёрке.
День и ночь он дремлет,
Спрятав ножки в землю»
ХЛЕБ
(II подгруппа)
- Назови хлебобулочные изделия.
Хлебобулочные изделия - это батон, …
- Игра «Один - много»
Батон - батоны - много батонов
Пряник - … много …
Бублик - … много …
Пирожок - … много …
Калач - … много …
Сухарь - … много …
Ватрушка - … много …
- Что лишнее и почему?
Батон, буханка, масло, булка
Сушка, сухарик, печенье, кефир
- Выучить стихотворение:
«Бублик, баранку,
Батон и буханку
Пекарь из теста
Испёк спозаранку».
КОСМОС
(II подгруппа)
- Ответь на вопросы:
Кто летает в космос?
Что надевает космонавт?
На чём летают в космос?
Что есть в космосе?
- Игра «Один - много»
Ракета - ракеты - много ракет
Планета - … много …
Комета - … много …
Звезда - … много …
Спутник - … много …
- «Сосчитай до 5»
Одна ракета, две … три … четыре … пять …
Один спутник, два … три … четыре … пять …
- Закончи предложения и сделай рисунки.
«Утром выглянем в оконце -
нам навстречу светит …»
«Ночью светит нам она,
Белолицая …»
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(II подгруппа)
- Назови одним общим словом.
Гитара, пианино, балалайка, скрипка, труба, баян, барабан, рояль - это (что?) …
- Игра «У меня есть, а у тебя нет»
У меня есть гитара, а у тебя нет гитары
У меня есть барабан, а у тебя нет …
У меня есть баян, а у тебя нет …
У меня есть скрипка, а у тебя нет …
У меня есть балалайка, а у тебя нет …
- Игра «Великан и Гномик»
У Великана балалайка, а у Гномика … (балалаечка)
У Великана скрипка, а у Гномика …
У Великана дудка, а у Гномика …
У Великана барабан, а у Гномика …
- «Сосчитай до 5»
Одна скрипка, две … три … четыре … пять …
Один рояль, два … три … четыре … пять …
Запомнить: одно пианино, два пианино, три пианино, … пять пианино (не склоняется)
НАШ ПОСЁЛОК. АДРЕС.
(II подгруппа)
- «Где ты живёшь?»
Как называется посёлок, в котором ты живёшь?
Что есть в нашем посёлке, назови.
Назови свой адрес (улицу, номер дома и квартиры).
- Игра «Здесь и там»
Здесь дом, а там дома
Здесь улица, а там …
Здесь магазин, а там …
Здесь аптека, а там …
Здесь площадь, а там …
- «Скажи наоборот»
У Гномика дом низкий, а у Великана дом высокий.
У Гномика улица узкая, а у Великана улица …
У Гномика дом маленький, а у Великана дом …
У Гномика балкон короткий, а у Великана балкон …
У Гномика комната светлая, а у Великана комната …
- «Великан и Гномик»
У Великан дом, а у Гномика домик.
У Великана магазин, а у Гномика …
У Великана рынок, а у Гномика …
У Великана больница, а у Гномика …
- «Сосчитай до 5»
Один магазин, два … три … четыре … пять …
Одна улица, две … три … четыре … пять …
- Нарисуй свой дом
ДЕНЬ ПОБЕДЫ!
(II подгруппа)
- Закончить предложения:
Все поздравляют ветеранов с …
В этот день ветеранам дарят …
Люди идут возлагать цветы к …
У Вечного огня уже лежит много …
На Красной площади проходит …
- «Здесь и там»
Здесь солдат, а там солдаты
Здесь воин, а там …
Здесь ветеран, а там …
Здесь герой, а там …
- Закончи слова:
Наши герои сме…, отваж…, силь…, бесстраш…, решитель…, ум…, храб…
- Что делали наши ветераны?
Во время Великой Отечественной войны наши ветераны воева …, Родину защища …, сража…, с врагом би…, в боях погиба …
- «Сосчитай до 5»
Один орден, два … три … четыре … пять …
Одна медаль, две … три … четыре … пять …
Одна награда, две … три … четыре … пять…
ТРУД ЛЮДЕЙ ВЕСНОЙ
(II подгруппа)
- Что растёт в саду? Что растёт в огороде? Что растёт на клумбе?
В саду растут …
В огороде растут …
На клумбе растут …
- Что нужно делать весной в огороде, в саду?
Весной в огороде нужно грядки ко…, землю удоб…, семена се…, рассаду са…
В саду нужно деревья и кусты обре…, поли …, деревья бе…
- «Здесь и там»
Здесь клумба, а там …
Здесь теплица, а там …
Здесь огород, а там …
Здесь сад, а …
Здесь грядка, а там …
- «Великан и Гномик»
У Великана сад, а у Гномика …
У Великана огород, а у Гномика …
У Великана парник, а у Гномика …
У Великана грядка, а у Гномика …
У Великана теплица, а у Гномика …
- «Сосчитай до 5»
Одна грядка, две … три … четыре … пять …
Один огород, два … три … четыре … пять …
ЛЕТО. ПРИЗНАКИ ЛЕТА.
(II подгруппа)
1.Закончить предложения.
Наступило долгожданное …
На небе ярко светит … На улице стало …
Деревья стали … На них много …
Летают … По земле ползают …
Весело щебечут … Дети купаются в … , катаются на … Люди носят платья, …
2.«Скажи наоборот»
Зимой холодно, а летом …
Зимой катаются на санках, а летом - на …
Зимой делают крепость из снега, а летом - из …
Зимой идёт снег, а летом идёт …
Зимой дует холодный ветер, а летом - …
Зимой шубы надевают, а летом шубы …
3.«Составь предложения»
Вырос, поляне, на, василёк.
Купаются, реке, дети, в.
На, села, бабочка, цветок.
4.«Какое слово длиннее?»
июнь - август
мак - ромашка
роза - колокольчик
дуб - берёза
5.Выучить стихотворение
«Всё вокруг зазеленело,
Заалело и запело!»
НАСЕКОМЫЕ
(II подгруппа)
- Назови одним словом.
Жук, стрекоза, муравей, комар, оса, пчела, муха, гусеница - это …
- Назови части тела насекомого.
У насекомого есть голова, брю… , уси … , кры …, шесть …
- «Великан и Гномик»
У Великана комар, а у Гномика …
У Великана пчела, а у Гномика …
У Великана жук, а у Гномика …
- Как называется дом этого насекомого?
У пчелы дом называется …
У осы дом называется …
У муравья дом называется …
- Отгадай загадки, нарисуй отгадки:
«Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел -
Он вспорхнул и улетел»
«Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком -
Он поделится медком».
ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН
(I I подгруппа)
- «Закончи слова»
В жарких странах живут сло …, кро …, бе …, зе …, обе …,
лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, чере …, кен ….
- «Скажи правильно»
Кто быстрее черепаха или кобра?
Кто тяжелее крокодил или кенгуру?
Кто сильнее тигр или зебра?
Кто больше слон или лев?
Кто выше жираф или тигр?
- «Что у кого?»
Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива?
Жираф и крокодил. У кого клыки, а у кого пятна?
Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба?
Черепаха и леопард. У кого шкура, а у кого панцирь?
Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?
- «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»
В реках Африки живёт
Злой, зелёный пароход.
И кто в речку угодил -
Всех проглотит …
БЫТОВАЯ ТЕХНИКА
(II подгруппа)
- Ответь на вопросы
Что служит питанием для электроприборов?
Откуда поступает электричество в дома?
Где в доме электричество?
Почему нельзя трогать розетки?
- «Великан и Гномик»
У Великана пылесос, а у Гномика … (пылесосик)
У Великана торшер, а у Гномика …
У Великана лампа, а у Гномика …
У Великана холодильник, а у Гномика …
У Великана утюг, а у Гномика …
У Великана магнитофон, а у Гномика …
- «Что делает?»
Электрочайник кипятит воду.
Утюг …
Миксер …
Пылесос …
Электрообогреватель …
Микроволновая печь …
Холодильник …
- Отгадай загадку, нарисуй отгадку
«Есть у нас в квартире робот -
У него огромный хобот.
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает!»
Н. Э. Теремкова Данное пособие предназначено для детей 5-7 лет с ОНР (общее недоразвитие речи). В нём Вы найдёте домашние задания по различным лексическим темам. Задания направлены на увеличение словарного запаса, развитие навыков связной речи, внимания, памяти, мышления.
- Фрукты
- Овощи
- Сад-огород
- Деревья
- Ягоды
- Грибы
- Осень
- Человек
- Игрушки
- Посуда
Примеры заданий
Игра «Жадина» : представь, что это твои фрукты. Ответь на вопросы: Чей это апельсин? (Мой апельсин.) И т.д.
Упражнение «Расскажи-ка!» : Составь рассказ о фруктах по предложенному наглядному плану (Цвет – форма — вкус)
Упражнение «Из чего – какой?» : Обведи пунктирные линии и назови, из каких фруктов и что приготовила мама. Какой это сок (варенье, пирог, компот)? (Яблочный пирог, грушевый сок)
Упражнение «Поварёнок» : Расскажи, что нужно сделать, чтобы приготовить суп? (Овощи моют, чистят, режут, варят.) Сок? Пюре?
Упражнение «Отгадай загадки, нарисуй отгадки».
Упражнение «Помоги Незнайке» : исправь Незнайкины ошибки.
Упражнение «Послушай, запомни и назови» : Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Упражнение «Закончи предложения нужными словами» .
Упражнение «Скажи наоборот» .
Упражнение «С какого дерева лист, веточка?» : Раскрась расположенные выше листья и веточки. Проведи лини от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки.
Как помочь ребенку стать внимательным?
Внимание - это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины: во-первых, объем учебного материала достаточно велик; во-вторых, должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной, что в классе осуществить трудно.
Тем не менее, ученику необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.
Чтобы помогать ребенку, мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание - это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.
Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще - это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое как раз и требует коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания, надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания - умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания - это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания - это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания - это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания - это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка и выявите, какое свойство наименее развито - можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания относятся игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
Примеры игр и игровых упражнений
Серия сообщений " ":Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку