Искусственная лаковая кожа. Как ухаживать за лаковой обувью. Как убрать чёрные полосы
Информация о том, как лакировать кожу, может пригодиться тем, кто занимается изготовлением бижутерии, кожаных аксессуаров и других изделий из кожи. В промышленных условиях лакированная кожа изготавливается с помощью специальных технологий, которые изменяются с течением времени. Первая лакированная кожа была изготовлена еще два столетия назад при помощи лака с льняным маслом. Сейчас для лаковой кожи применяют пластиковое покрытие. Многие считают, что лакированная кожа не натуральная, но она изготавливается из натуральных материалов и стоит дороже, чем обычная кожа.
Лакированная кожа кроме своего привлекательного внешнего вида имеет и еще преимущества. Например, она более долговечна, поскольку лаковый слой создает барьер для воды, поддерживающий кожу в нормальном состоянии долгое время. При этом кожа остается гибкой и эластичной.
Изделия из лакированной кожи смотрятся нарядно и дорого, а глянцевый блески придает им особый шарм. Из лакированной кожи можно изготавливать обувь, сумки, перчатки, кошельки, ключницы, украшения и многое другое.
Лакирование кожи в домашних условиях подразумевает нанесение на нее лакового покрытия, которое придает поверхности изделия глянцевый блеск. Процесс лакировки кожи не сложен, главное правильно подобрать состав лака. Существует множество разновидностей лака, которые отличаются своими особенностями и предназначаются для разных типов кожи.
Рецепты лака для кожи
Лаки для изделий из кои должны быстро высыхать, давать красивое глянцевое покрытие и быть эластичными, чтобы слой лака не потрескался. Такие лаки изготавливают из смол, причем чаще всего используют копал, шеллак и акароид. Смолы гарпиус и сандарак не используют из-за их хрупкости. Эластичность лакам для кожи может придать касторовое масло. А окрашивать лаки можно с помощью бриллиантовой зелени (зеленки в просторечье), эозина, метанилового желтого, нигрозина и других красителей на анилиновой основе.
- Берут по 50 грамм канифоли, скипидара, терпентина, по 100 грамм сандарака и шеллака, 25 грамм ламповой сажи и полтора литра спирта. Сажу размешивают в небольшом количестве спирта и потом смешивают с отфильтрованными спиртовыми растворами всех перечисленных смол. Затем добавляют скипидар, дают составу отстояться и разливают по флаконам из стекла. Получившийся лак дает стойкое покрытие.
- Для изготовления бесцветного лака потребуется 150 грамм отбеленного шеллака, 50 грамм мыльной стружки, литр спирта, 75 грамм скипидара и 38 грамм воска. Ингредиенты смешивают и одновременного подогревают до получения однородной массы.
- Кампешевое дерево дает лаки от темно-коричневого до черного цвета. Для изготовления такого лака берут 40 грамм экстракта кампешевого дерева и растворяют в 1,2 литрах спирта. Затем добавляют водный раствор двухромокалиевую соль, 400 грамм терпентина и 80 грамм шеллака. Для получения лака синего цвета все тщательно перемешивают и прибавляют 6 грамм индигокармина.
- Для изготовления матового лака используют следующие составляющие: 25 грамм пчелиного воска, 250 грамм шеллака, 50 грамм мыльной стружки, 25 грамм скипидара, 12 грамм сажи, литр спирта и 2 грамма экстракта синего сандала. В спирт сначала добавляют мыльную стружку, шеллак, воск, скипидар и нагревают смесь до растворения всех ингредиентов. Затем всыпают экстракт сандала, перемешивают и процеживают состав через марлю. Далее в небольшом количестве лака размешивают сажу, а потом добавляют этот компонент в общую массу. Готовый лак следует тщательно перемешать.
- Для изготовления глянцевого лака нагревают 480 грамм винного спирта и 20 грамм терпентинового масла. При постоянном помешивании в смесь добавляют 20 грамм сандарака и 80 грамм шеллака. Затем добавляют 40 грамм густого терпентина, остуживают лак. Сажу растирают с уксусом и добавляют в общую смесь. Перед употреблением лак необходимо хорошенько встряхнуть.
Технология лакировки кожи
Общий принцип лакировки кожи выглядит следующим образом:
- Кусок кожи, выровненный и подготовленный к лакированию, укладывают на гладку ровную доску лицом вверх.
- Края кожи крепят к доске кнопками или булавками. При желании можно закрепить кожу в специальной рамке.
- Кожу обрабатывают пемзой для большей гладкости.
- Подготовленный лак и сажу смешивают в небольшой стеклянной емкости, таким образом получая жидкую краску.
- Готовым составом обрабатывают кожу, равномерно нанося слой лака, и оставляют кусок кожи просыхать в непыльном и хорошо освещенном месте.
- Через час кожу опять обрабатывают пемзой и опять обрабатывают готовым составом, добавив в него еще немного сажи. Оставляют кожу сушиться на час. Процесс обработки кожи пемзой и нанесения лака повторяют еще два или три раза.
- После полного высыхания лака кожу полируют куском войлока и порошком пемзы до получения идеально гладкой поверхности.
Лакированная кожа - это кожа, имеющая глянцевую блестящую поверхность с зеркальным эффектом. Её изобрел Сет Бойден Ньюарк, из Нью-Джерси США в 1818 году.
Лакированная кожа постепенно завоёвывала место в индустрии моды. В начале прошлого века обувь или сумочка из лакированной кожи считалась верхом шика и конечно такие вещи были доступны только очень обеспеченной части общества. В нашей стране после второй мировой войны особенно обращали внимание на лакированные изделия. В условиях дефицита красивых вещей за счастье было иметь тонкий поясок из лакированной кожи, тем более лакированную театральную сумочку, а о лакированных туфельках можно было только мечтать.
В 70-х годах прошлого века в моду входит лакированная клеёнка. К нам это веянье пришло из Европы с опозданием на десять лет. Тонкий слой лакированной клеёнки приклеивался на тонкий слой мягкого искусственного уплотнителя. Их этого материала изготавливали обувь, особенно популярны были сапоги-чулки, шили сумки, шляпки, кошельки, пояса, и плащи. При носке со временем верхний слой клеёнки отслаивался, особенно по линиям излома. Очень редко подобные вещи «выбрасывали» в свободную торговлю, но, не смотря недолговечность таких изделий и очень высокую цену, купить эти вещи можно было только в магазинах «Березка», «спецотделах» ЦУМа, или у фарцовщиков.
Со временем страсти по лакированным вещам утихли. Больше не было бума такой силы как в 60-70-х годах прошлого столетия, но лакированные вещи не покинули коллекции ведущих домов мод.
В настоящее время стало обычным включать в каждую коллекцию практически любого сезона изделия из натуральной лакированной кожи или ее имитации для повседневного ношения в обувной линейке, в женских и мужских аксессуарах, в одежде, так как это всегда придает вещам респектабельность и стильность. Иметь вещь из настоящей лакированной кожи достаточно дорогое удовольствие. Для изготовления лакированной кожи лучшие сорта сырья обрабатываются солями хрома, грунтуются, в процессе обработки кожа становится гибкой и мягкой. Затем её покрывают слоем лака на основе полиуретановой смолы, который придает изделию тот самый привлекательный внешний вид, за который так ценится этот материал. Вещи из такой кожи не боятся мороза и влаги.
Чаще всего лакированные изделия выполняются в темно-красных, темных тонах или черном цвете, так как лакированная кожа светлых оттенков или белого цвета со временем выцветает от дневного света, тем более на солнце.
Как правило, в яркие цвета окрашивают искусственную лакированную кожу или клеёнку.
Качественная обувь из лакированной кожи практически не промокает, не набирает влагу и обладает гибкой текстурой. На ощупь лакированная кожа нагревается в течение десяти секунд от прикосновения с ладонью, искусственный глянец за это время ещё не успевает нагреться. Натуральная кожа со временем теряет свою глянцевую поверхность, поэтому за ней следует правильно ухаживать. Со временем в процессе ношения натуральная лакированная кожа становится мягче, в отличие от большинство других видов кожи.
Лакированную кожу иногда путают с имитацией кожи, то есть искусственной лакированной кожей. И это не удивительно, так как самостоятельно определить из какой кожи изготовлены обувь, сумка или другие аксессуары довольно сложно.
Поэтому требуйте от продавца полную информацию не на словах, а как говорится, на бумаге, что бы понимать соразмерность потраченных вами средств.
На заводском ярлыке или на упаковочной коробке должна быть следующая информация: наименование изготовителя и его адрес, наименование обуви (согласно ГОСТу, обувь по назначению делится на повседневную, модельную, детскую, домашнюю, дорожную, спортивную, специальную, военную), из какого материала изготовлен верх, из какого материала изготовлены подкладка или утеплитель, ГОСТ, модель, артикул, цвет, размер.
В магазинах можно увидеть так называемую офисную обувь, предназначенную якобы только для носки в помещении, как правило, она выполнена из лакированной клеёнки для большего эффекта. Но по российским стандартам такой обуви не существует, это уловка производителя, который продает изделие, изготовленное из некачественных материалов. Любая обувь (кроме домашней), должна быть пригодна для ношения на улице.
Ухаживать за изделиями из лакированной кожи не сложнее, чем за всеми другими видами, но надо знать несколько правил по уходу, которые подходят только для такого вида кожи, и кожзаменителя.
Грязь следует удалять с помощью мягкой тряпки, смоченной в теплой воде. После этого необходимо протереть сухой тряпкой поверхность, чтобы не осталось влаги, и нанести специальные средства для такого вида кожи, они не должны содержать бензин, ацетон, ай спирит, не следует наносить полироль щеткой, и нельзя использовать губки с силиконовой пропиткой, используйте только мягкие ткани-бархотки. Можно обойтись и без специальных средств по уходу. Хорошо восстанавливает сияние и блеск лаку кожаных изделий глицерин, касторовое масло, вазелин. Нанесите на 15 минут эти средства, которые можно приобрести в аптеке и спустя некоторое время отполируйте бархоткой лаковую поверхность. Все эти рекомендации применимы и для искусственной лакированной кожи.
Хранить лакированные изделия необходимо в хлопчатобумажных или льняных чехлах, в хорошо проветриваемом помещении. Полиэтиленовые пакеты не подходят для хранения кожи.
Будьте внимательны к лакированным вещам из своего гардероба и они долго будут служить вам своей красотой и блеском!
Вещи и изделия из лаковой кожи, несомненно, выглядят подчеркнуто элегантно, красиво, стильно и эффектно. Изумительное глянцевое, блестящее покрытие придает природной коже изысканную оригинальность.
Лакированные или лаковые кожи - это группа натуральных кож специального хромового дубления, на поверхность которой наносится дублированная лаковая пленка или лаковое покрытие. Эта блестящая пленка придает кожаной поверхности шикарные лаковые и зеркальные проблески, параллельно защищая кожу.
При ее производстве применяются различные кожаные сорта. Образцы лакированных кож могут сильно разниться по толщине. Выделываются тонкие, толстые и средние разновидности. Изначально кожа покрывается грунтовым шаром, предотвращающим утерю мягкости, эластичности и гибкости. После наносятся цветные лаки, цветовая гамма и оттеночность которых чрезвычайно многолика и разнообразна.
Обязательное требование для лакового покрытия - это равномерность нанесения и относительная тонкость, ведь иначе ухудшается гибкость и естественный шарм натурального материала, а значит и качество кожи. Получаемое глянцевое покрытие должно растягиваться, выдерживать множество деформаций, сгибов и иметь прочную устойчивость к погодным переменам.
Высококачественная лаковая кожа должна покрываться пленкой без наплывов. Необходимо учитывать, что придавая кожаному сырью различные фактуры нелегко обойтись без дефектов. Однако получаемая лакировка должна получаться однородной, с равномерным цветом, зеркально блестящей и сверкающей. Иногда создают искристый и переливчатый эффект перламутра. Зачастую изделия в целях искристости покрывают металлическим порошком, тончайшими прослойками золота или серебра.
Лаковая кожа несколько уязвимее, чем обычная, например гладкая натуральная кожа.
Лакированному покрытию естественной кожи особенно страшны механические повреждения типа изломов, трещин, потертостей и царапин. Ведь эти дефекты мгновенно станут заметны на поверхности лака, и устранить или восстановить покрытие будет крайне непросто. Кроме того повреждения покрытия несомненно бросается в глаза.
Более капризная лакировка побаивается и сильных температурных перемен. При минус 10°C либо выше 30°C вскрытая лаком кожа может испещряться трещинами, коробиться или начать отставать лак. Велика вероятность появления вздутий и сморщенных участков.
Грязь необходимо удалять крайне деликатно, не надавливая, потому как содержащийся песок может процарапать следы.
Слякоть, несомненно, вредна этой выделке, покрытие может изрядно потускнеть. Не рекомендуется сильно мочить лакированную кожу и при мытье.
Разрушительно агрессивные воздействия жидкостей и веществ, вредных для лакированной кожи, также содействует ее порче. Если Вы приметили следы любой подозрительной жидкости на лаке, желательно незамедлительно обработать кожаную поверхность сухой салфеткой.
Средства ухода для обычных кож, либо универсальные не подходят для лаковых разновидностей. Особенно вредны жесткие обувные щетки. Не желательно прибегать к средствам на основе ацетонов, бензина или растворителей. После их использования могут образовываться матовые тусклые пятна. Не помогут и губки пропитанные силиконом, тем более, что силикон может повредить лаковую кожу. Естественно, что лаковая обувь не чиститься обычными обувными кремами. Жирные крема оставляют пятна и разводы, вызывая потускнение.
Грамотное применение специально предназначенных кремов, жидкостей, пропиток и аэрозолей зачастую гарантирует, что лаковые покрытия прослужат необычайно долго. Предназначенные для лаковых кож, они надежно обновляют верхний слой, а также проникают вглубь, устраняя трещинки, царапины и потертости. Высыхая, оставляют яркий блеск, снижая потребность в дополнительной полировке. И главное, обеспечивают неплохое водоотталкивание и эластичность. Зачастую они включают ланолины, глицерины, или касторовое масло. Подбирать восстанавливающие средства желательно согласно цветовой окрашенности.
В ситуации, когда в наличии спецсредств нет, чтобы придать свежести и сияющий блеск лакировке, поверхность протирается ватным диском, промоченном молоком. Желательно затем, после высыхания пройтись половинкой сырого, лука, напоследок начистив фланелью возвращая блеск. Загрязнения лучше снимать влажной тряпочкой, просушить, и также по окончании отполировать байкой или мягкой тряпкой.
Лакированные кошельки, сумочки, портфели заново обретут игристый блеск, если их аккуратно смазать яичным белком.
Касторовое масло либо вазелины также имеет свойство усиливающее блеск. Их тщательно намазывают на 15 минут, спустя полируя мягкими тканями. Это действие заодно повышает влагоотталкивающие и морозоустойчивые способности.
Неплохим заменителем является оливковое масло. Примерно 10 - 17 г масла наносят на поверхность изделия и детально втирают протяжением 10 - 15 минут. Позднее промачивают остатки жидкости ватой или салфетками.
Цвет освежается при использовании мыльной смеси и нашатыря, после чего изделие промачивают салфеткой, платком или косметическими дисками, пропитанными глицерином.
Особенный запах новых приобретений из лаковых кож можно устранить молотым кофе. Его насыпают прямо на поверхность или внутрь вещи, сроком на один день. Однако это допустимо с вещами темных цветов, со светлыми кожами такое действие нежелательно.
Если вдруг Ваша вещь намокла под дождем, необходимо побыстрее вытереть ее сухой салфеткой или тряпкой и просушить ее, не превышая комнатную температуру. Главное, никогда не сушить поблизости обогревателей.
На длительное хранение предметы с лаковым покрытием обворачивают тканью, упаковывают в льняной или хлопчатобумажный чехол. Подойдет и старый чулок. Старайтесь не сгибать, заламывать или деформировать покрытую лаком кожу. Хранить в полиэтиленовых пакетах нежелательно, во избежание появления влаги. Неплохо вещи периодически проветривать. Лаковые ремни желательно не скручивать во избежание заломов и скорого растрескивания. Обувь хранят в картонной коробке, без соприкосновения, прокладывая бумагу между каждой единицей, либо обворачивая каждое изделие в отдельности.
Натуральная кожа - один из самых древних материалов для изготовления обуви и галантереи: сумок, кошельков, визитниц, ремней и других полезных вещиц. Она эластичная и прочная, дышит и защищает от влаги, ветра и холода. Для получения обувной и галантерейной кожи используются шкуры крупного и мелкого рогатого скота. В зависимости от назначения, способа обработки, выделки и дубления, вида сырья натуральная кожа делится на множество видов.
Обувная кожа
К обувной коже относится материал для верха и низа обуви, а также подкладочная.
Кожа для верха обуви - мягкий кожевенный фабрикат, используемый для изготовления деталей верха обуви разных видов. Кожа для верха обуви при эксплуатации, а также при изготовлении деталей обуви, подвергается многократному растяжению и сжатию, изгибу, воздействию пыли, грязи, химических веществ. Кожа должна обладать достаточной воздухо- и паропроницаемостью, водонепроницаемостью.
Кожи для верха обуви подразделяются:
По видам сырья,
Конфигурации,
Способам дубления,
Окраске, характеру и способам отделки, по площади и толщине, а также по сортам (на четыре сорта).
Кожи для верха обуви разделяют по методам крепления:
К кожам для верха обуви винтово-шпилечных методов крепления относится:
Юфть обувная - кожевенный фабрикат, применяемый для изготовления деталей верха тяжелой обуви;
Юфть сандальная - для верха сандалий.
Сандальная юфть по сравнению с юфтью для тяжелой обуви должна быть более упругой, но не жесткой, менее жированной, с хорошо лощеным лицом и окраской, прочной к сухому и мокрому трению.
Основная задача при выработке юфти - получить мягкую с определенной тягучестью и пластичностью, хорошо сопротивляющуюся многократным изгибам и растяжениям кожу, обладающую высокой водонепроницаемостью. Это обеспечивается главным образом сильным разделением микроструктуры (длительное золение) и введением большого количества жирующих веществ. Кроме того, юфть должна обладать устойчивостью к действию пота, так как верх тяжелой обуви подшивают без подкладки, а также паропроницаемостью для удаления пота.
По видам применяемых дубителей различают:
Юфть растительного;
Хромового дубления;
Хроморастительного дубления.
По характеру отделки: с гладким лицом и нарезную. По способу отделки:
С естественным лицом;
Искусственным лицом;
Со шлифованным лицом;
С отделкой по бахтарме;
Импрегнированную (свиная юфть).
По цвету: черную, цветную и натуральную.
Кожи для верха обуви ниточно-клеевых методов крепления. К ним относятся кожи хромовые для верха обуви, замша, кожа лаковая, спилок.
Кожей хромовой для верха обуви называется мягкий кожевенный фабрикат, выработанный из шкур животных и выдубленный соединениями хрома. В зависимости от вида сырья , из которого они выработаны, эти кожи называются:
Опоек хромовый;
Выросток хромовый;
Полукожник хромовый;
Яловка хромовая;
Свиные кожи хромовые шевро (кожи из шкур коз при размере площади кожи до 60 дм2);
Козлина хромовая (при размере площади кожи свыше 60 дм2);
Шеврет (кожи из шкур овец).
Хромовые кожи для верха обуви по конфигурации подразделяются на целые кожи, полукожи, полупередины. По характеру отделки они подразделяются на гладкие и нарезные; по способу отделки - на кожи с естественным лицом, кожи с искусственным лицом, кожи нубук (с подшлифованным лицом), кожи велюр (с шлифованной бахтармой).
По величине площади кожи подразделяются на семь групп с крайними значениями от 20 до 200 дм2. По толщине кожи подразделяются на тонкие, средние, толстые и особо толстые; для каждого вида кож характерны определенные толщины.
Кожи хромовые для верха обуви должны быть нежесткие на ощупь, нормально продублены и прожированы, равномерно окрашены, без садки, без стяжки лица, без пятен, хорошо разделаны, хорошо обряжены, без складок и полос от лощения или пушения, с гладкой бахтармой, с одинаковой по всей площади толщиной, с ровной окраской.
Различают кожу для низа обуви , прикрепляемую винтовым и ниточно-клеевым методами (рантовое, прошивное и клеевое крепления). Такие кожи - жесткие на изгиб и сжатие материал, вырабатываемый из шкур крупного рогатого скота, верблюжьих, свиных, морских животных и конских с применением различных дубящих веществ.
Кожу для низа обуви подразделяют по видам дубления, характеру отделки, толщине в стандартной точке (на 5-6 категорий - от 1,75 до 7 мм), сортности (4 сорта) и конфигурации (целые кожи, полукожи и т.д.).
Обычно при выделке кожи для низа обуви применяют комбинированное дубление соединениями хрома, таннидами, синтанами, иногда с соединениями циркония, алюминия. Кожи хромового дубления, несмотря на их высокую износостойкость, не нашли широкого применения из-за ряда недостатков - большая намокаемость, недержание формы, низкий коэффициент трения в мокром виде, трудность отделки.
Из кожи для низа обуви изготовляют подошвы, стельки и другие детали обуви. Подошвенные кожи должны хорошо противостоять деформации истирания, сжатия и изгиба, а также сохранять линейные размеры при увлажнении и последующем высушивании. Необходимые свойства подошвенных кож обеспечиваются подбором кожевенного сырья.
Кожа подкладочная обувная предназначается для деталей подкладки обуви. Ее получают из отбракованного в процессе производства дубленного полуфабриката, не пригодного для верха обуви. Подкладочные кожи подразделяются по виду дубления, по цвету (натуральные или цветные) и по отделке (с лица или с бахтармы).
Обувная кожа по способу отделки
Гладкая кожа
Гладкая кожа - общее обозначение для различных видов кож с плотной и гладкой лицевой поверхностью. Например, анилин - кожа, окрашенная органическими красителями с минимальной технологической обработкой, и Nappa - особо тонкая полуанилиновая кожа повышенной эластичности, вырабатываемая из шкур КРС.
Гладкая кожа или яловая кожа вырабатывается из шкур молодых, молочных телят, полукожника, выростка, яловки, бычка, бычины, из шкур коз, овец, а в отдельных случаях - из свиных кож или из шкур жеребят.
Для производства гладких кож используется самое лучшее сырье, которое выделывают с учетом самых современных технологий, максимально сохраняя естественный рисунок. Гладкость кожи достигается путем специальной обработки верхнего слоя всей шкуры - распылением краски и иногда воска или смолы на кожевенную поверхность. Такая обработка лучше всего сохраняет естественную поверхность лицевой стороны кожи, которую иногда облагораживают пылевидным тиснением.
Гладкая кожа считается наиболее ценной в обувном производстве, она отличается прочностью и эластичностью, с красивой мереей. Гладкие кожи находят широкое применение для самой разнообразной женской и мужской обуви.
Лаковая кожа
Лаковая или лакированная кожа - вид кожи хромового дубления, с блестящей зеркальной поверхностью. Кожа обрабатывается лаковым покрытием на основе быстровысыхающего льняного масла, или синтетическим лаком на основе полиуретановой смолы, или дублированная лаковой пленкой. Качество лаковой кожи напрямую зависит от качества использованного сырья и лакового компонента. Покрытую грунтовым слоем, на основе природной целлюлозы, дубленую кожу покрывают лаком, на основе полиуретановых смол. Грунтовый слой защищает кожу от потери мягкости и гибкости.
Лаки различаются между собой - они могут быть глянцевыми и матовыми, цветными и прозрачными, сохраняющими естественный цвет кожи. Цветовая гамма лаков неограниченна - от ярких до натуральных вариантов. В лак могут специально добавлять хлопья кремния, слюды и других материалов для создания декоративных эффектов.
Поверхность лаковой кожи может быть гладкой и идеально ровной или с оригинальным тиснением на коже, для создания эффекта кожи ящерицы и крокодила. Натуральную кожу рептилий часто покрывают лаком для придания гладкости и зеркальности поверхности. Лаковые кожи представлены артикулами «Наплак».
Помимо своей визуальной привлекательности лаковая кожа известна также долговечным характером. Процесс нанесения покрытия, ответственного за первоклассный блеск, создает водонепроницаемый барьер, который сохраняет кожу в хорошем состоянии, позволяя ей при этом оставаться гибкой.
Лаковая кожа очень сильно отличается по качеству. Хорошая лаковая кожа итальянского производства никогда не поцарапается ногтем, даже если сама кожа мягкая, она выдерживает многократные изгибы, тянется, как и естественная кожа, оставляя лаковое покрытие невредимым, не боится мороза и жары. Лаковая кожа, производимая в Китае или ЮАР, легко царапается ногтем, а лаковый слой лопается при незначительном растяжении и сгибах. В России найти лаковую кожу итальянского производства практически невозможно из-за высокой стоимости.
Лаковая кожа применяется для изготовления обуви и галантерейной продукции. Чаще всего лаковая кожа используется в производстве модельной обуви, предназначенной для официальных мероприятий. Например, женские туфли и мужские ботинки. При изготовлении сумок, кошельков и других модных аксессуаров также используют лаковую кожу, поскольку ее глянцевый блеск остается излюбленным и желанным.
История лаковой кожи
Впервые оригинальная лаковая кожа была создана Сетом Бойденом в 1818 году. Он изготовил кожу с использованием лака из льняного масла в целях уплотнения поверхности кожи и неповторимого блеска. В наши дни лаковая кожа чаще всего создается путем применения пластикового покрытия. Несмотря на то, что выглядит такая кожа как искусственная, лаковая кожа изготавливается из натуральной кожи и продается по более высокой цене.
В истории моды ХХ века лаковая кожа несколько раз была «на коне». В 1960-е она помогла обрести свой образ молодым женщинам послевоенного поколения, а в начале 1980-х выступила одним из рупоров сексуальной революции. Сегодня она становится атрибутом шика и власти. Стоит только присмотреться к ней и вся игра ее блеска наполняет вас тем особым шармом, который не нуждается в каком-либо декорировании.
Обувная кожа по виду дубления
Сафьян - кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная.
Шагрень - мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок.
Лайка - кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток.
Замша
Замша - вид кожи, получаемый из самых качественных шкур лося, северного оленя. Замшу получают жировым методом дубления. Во время дубления, шкуры проходят через специальный резальный станок, который острыми и длинными ножами разделяет пласты кожи на мездровую и лицевую части. Лицевой стороной является бахтармяный слой, обработанный полировкой. Таким образом, кожа обрабатывается с двух сторон - в результате получается замша.
При дублении замши используется 70 % дорогостоящих дубящих жиров от массы голья, а сам процесс дубления очень трудоемкий и занимает от 3 до 7 суток. Поэтому производство замши для обычного потребления в данный момент почти не используется. Люди ошибочно присвоили велюру название и все свойства замши.
Замша обладает тягучестью и пористостью, которая обуславливает ее большую воздухопроницаемость. Замша имеет бархатистую поверхность без блеска, густой низкий ворс, она тонкая и мягкая, отлично пропускает воздух. Замша используется для пошива обуви, перчаток, галантерейных изделий, одежды. Стоимость изделий из натуральной замши очень высокая, но они отличаются износостойкостью.
Замша применяется в технике, как фильтрующий материал для отделения воды от бензина и как полировочный материал для оптических стекол. Замшу можно мыть в мыльном растворе без ущерба для ее качества, поэтому ее назвали «моющейся кожей». Характерно, что после мойки и сушки замша остается мягкой и одновременно плотной и не тряпичной.
Велюр
Велюр от фр. velours - бархат, от лат. villosus - волосатый, мохнатый. Велюр - натуральный материал, полученный из опойка, выростка, полукожника, козлиных и свиных шкур. Велюр имеет низкий, густой, однотонный ворс и небольшую прочность.
Велюр получают путем шлифования изнаночной бахтармяной поверхности различных видов кож, которые имеют на лицевой стороне сырьевые дефекты, для выравнивания толщины и улучшения ворсистости. Для получения велюра используется обычное хромовое дубление до 12 часов.
Для получения велюра с мягкой, полной и нежной на ощупь кожи с бархатистой, мелковорсистой поверхностью и глубокой по тону окраской - применяют особые способы отделки. Существенное значение имеет тщательное шлифование и окраска велюра: глубоко и равномерно прокрасить велюр труднее, чем лицевые кожи. По химическому составу и физико-механическим свойствам велюр мало отличается от соответствующих видов лицевых хромовых кож.
Велюр по ошибке часто путают с замшей, но натуральная замша встречается очень редко. Если велюр помыть и высушить, то он потеряет все свойства: станет не пластичным и грубым на ощупь, склеится ворс и полиняет. В процессе носки верх обуви из велюра быстро промокает, загрязняется и теряет форму, поэтому он проходит специальную обработку. Велюр используется для производства верха спортивной, домашней и модельной обуви.
Велюр-спилок
Велюр-спилок - слой натуральной кожи, получаемый в процессе кожевенного производства в результате слоения или шерфования, после снятия лицевого слоя. При шерфовании шкуру разделяют от 3 до 6 слоев, в зависимости от толщины шкуры.
Различают лицевой, средний и мездровый или бахтармяный слои. Из лицевого слоя, обладающего натуральной мереей производят различные высококачественные кожи. Из слоев спилковой части, после нанесения клеевого покрытия, называют искусственная мерея, также производят кожи более низкого качества.
Велюр-спилок получают из бахтармянного спилка, который вовсе не имеет лицевой стороны. Мездру и спилковую обрезь используют для приготовления технического желатина, клея и других продуктов растворения коллагена. Велюр-спилок используется для производства обуви, рукавиц, спецодежды. Отличительные качества велюра - ворсистый верхний слой, равномерный и густой ворс, плотность, мягкость, тягучесть и высокая теплопроводность.
Нубук
Нубук - это кожа хромового дубления, которую получают путем шлифовки лицевой стороны кожи, мелкими абразивными материалами, для придания ей изысканного вида. Процесс такой обработки превращает гладкую поверхность кожи в мягкую и бархатистую.
Один из подвидов нубука - промасленный нубук. Это кожа, которая после шлифовки пропитывается специальным веществом на масляной основе. Промасленный нубук обладает слегка жирноватой поверхностью, «старинным» видом, не боится воды.
Нубук имеет пористую мягкую кожу, обладает мягким, практически незаметным ворсом, он очень износоустойчив, обладает отличной воздухопроницаемостью - в обуви и одежде из нубука кожа «дышит». Нубук не заменим для изготовления мужской и женской обуви. Вставки из цветного нубука используются в производстве детской обуви.
Обувная кожа по виду кожевенного сырья
Шкуры крупного рогатого скота или КРС являются наиболее востребованными и ценными для производства кожи. Кожи из КРС ценятся за благородную фактуру, эластичность, прочность и большую площадь получаемых шкур. Такая кожа достаточно толстая - до 2-3 мм. Вырабатываются с использованием метода хромового и растительного дубления. Подразделяются на несколько видов, в зависимости от возраста животного, имеют специфические названия: опоек, выросток, яловка, бычина.
При помощи новых способов обработки, покраски и тиснения шкуры, получают множество фактур и цветов, имитирующие кожи рыбы, варана, крокодила, страуса или варана. Для изготовления одежды и обуви, сумок и поясов, чаще всего используют кожу КРС.
Склизок - шкура не родившихся телят, толщиной 1,0 - 1,4 мм, используется для изготовления верха обуви.
Опоек - шкурки молочных телят, толщиной от 0,5 до 1,4 мм. Шкурки таких животных очень нежные и мягкие, упругие и крепкие. Шкурки опойков, вскормленных на молоке и воде, несколько грубее. Кожу из опойка получают методом хромового дубления. Она ровная, мягкая и эластичная, обладает очень красивой мереей. Применив другой способ дубления из опойка можно получить велюр или наппу.
При отделке опоек приобретает очень красивый внешний вид. Опоек - распространенный материал для легкой одежды и обуви. Опоек хорошо растягивается, у него ярко выражена мерея, устойчив к деформации, и потому отлично подходит для изготовления обуви.
Выросток - шкура телят, питающихся растительной пищей, толщиной кожи 0,7 - 1,6 мм. Шкуры толщиной 2,5 мм распиливают на двоильных машинах, получая еще и спилок. Шкурка выростка значительно грубее, чем у опойка. Вырабатывается хромовым дублением для кожгалантерейных изделий и верха обуви.
Полукожник или полукожа - шкура телят возрастом больше 1 года, толщиной 1 - 3 мм, более жесткая и плотная, чем выросток. Кожа вырабатывается растительным, комбинированным (юфть) или хромовым дублением. Кожи хромового дубления идут на верх обуви, растительного дубления, благодаря тонкой мерее и красивому бежевому цвету - для сувенирных изделий. Из более толстых шкур делают технические кожи.
Бычок - производят из шкур молодняка толщиной до 4 мм, растительным или хромовым дублением, вырабатывая юфть, для производства стелечных кож и спилков.
Яловка - шкуры коров, толщиной 1,2 - 4,0 мм. Тонкие кожи вырабатывают хромовым дублением, получают эластичные, с ровным красивым лицевым слоем кожи, которые используют в производстве обуви. Из кожи, толщиной более 2,5 мм получают еще обувной спилок, шкуры средней толщины используют для изготовления сыромятных и шорно-седельных кож, более толстые идут на юфть, подошвенные и технические кожи.
Бычина - кожа молодого быка толщиной до 5 мм, вырабатывается и применяется так же, как яловка.
Бугай и буйвол - кожи быков, самые толстые и тяжелые среди шкур крупного рогатого скота, имеют грубую и рыхлую структуру, поэтому используются для стелечных, подошвенных, технических и сыромятных кож.
Из козьих и овечьих шкур выделывают очень прочную, тонкую и мягкую кожу с мелким волнообразным рисунком мереи, которая используется в производстве одежды, обуви, различной кожгалантереи и обивки для мебели. Козлиные шкуры выгодно отличаются от овечьих своей плотностью, водонепроницаемостью и эластичностью. Овечьи шкуры чаще всего идут на меховое сырье, но из них вырабатывают и кожи.
Шеврет - кожа хромового дубления, толщиной 0,6 - 1,2 мм, из молодой овчины, полученной от полутонкорунных, тонкорунных и грубошерстных овец степных и русских пород.
По строению шеврет рыхлый и тягучий, поэтому механическую прочность приходится повышать с помощью обработки лицевой поверхности полимерами и другими химическими веществами. По сравнению с шевро шеврет менее эластичен.
Шеврет наиболее пригодный для обувной промышленности, большое количество женской обуви производится именно из этой кожи. Часто шеврет используется для изготовления галантереи, также популярен в индустрии верхней одежды.
Шагрень - мягкая шероховатая козья или овечья шкура. Из шкур мериносовых овец вырабатывают кожу под названием «шеврет», которая имеет небольшую плотность и прочность, зато обладает хорошей тягучестью. Из грубошерстных пород овец производят кожу для изготовления тулупов - из-за более плотной мездры, она лучше выдерживает плотную строчку.
Овчина довольно дорогая кожа, очень нежные и мягкие на ощупь, овечьи шкурки обычно невелики по площади. У шкурок разных пород овец разное применение. Овчина особенно ценится при производстве верхней одежды - жакетов, курток и аксессуаров - сумок, перчаток.
Сафьян - мягкая, тонкая кожа растительного дубления, окрашенная, как правило, в яркие цвета, иногда выделывается из шкур телят, жеребят и овец.
Шевро - с франц. chevreau означает козленок - вырабатывают из шкур молодых козлят до 6 месяцев молочных и мясо-молочных пород, толщиной до 1 мм. Для производства шевро используется сырье из Индии.
Шевро - одна из самых дорогостоящих кож хромового дубления. Шевро имеет красивую мерею с четко выраженной зернистостью и обладает значительным пределом прочности при растяжении, до 50 Мн/м2.
Шевро выгодно отличается от овечьих кож своей плотностью и эластичностью, воздухопроницаемостью и водонепроницаемостью. Механические свойства у шевро более низкие, чем у кож КРС, имеет красивую ярко выраженную волнистость пол и воротка.
Дерма козьей шкуры состоит из достаточно толстых и крепких пучков волокон, тесно переплетающихся в направлении, преимущественно параллельном лицевому слою, что придает выделанной коже мягкость. Лицо кожи, выделанной из козьей шкуры, жестче и прочнее, чем кожи выделанной из овчины.
Благодаря красивому внешнему виду, высокой прочности при небольшой толщине, мягкости и легкости, эластичности и красивому внешнему виду, шевро является наиболее высококачественным материалом для изготовления верха обуви. Изготовляют женскую и мужскую модельную обувь.
Козлина - вырабатывается хромовым дублением из шкур взрослых особей. Признак козьей кожи - мелкий волнообразный рисунок. Из шкур коз получают высокопрочные кожи шевро и сафьян, обладающие мягкостью, плотностью и прочностью. Козлиная кожа тонкая и равномерная по толщине, водонепроницаема. Из козьей кожи изготавливают обувь, одежду, обивку и галантерею.
Кожа, полученная из шкуры свиньи, отличается от КРС. Свиная кожа - имеет толстую подкожную клетчатку, которая составляет около 50% от всей массы кожи. Свиная кожа обладает непрезентабельной дырчатой фактурой и не имеет прочности, поэтому самая дешевая из натуральных кож.
Свиную кожу крайне редко используют в качестве основного материала для изготовления одежды, из нее изготовляют шорно-седельные изделия, галантерею, обувную подкладку.
Конская кожа
Жеребок - шкурки молочных жеребят, считается ценным меховым сырьем, но если по причине дефекта не подходит для мехового производства, то используется в кожевенном.
Жеребок-уросток - шкура жеребят, которые вкусили растительную пищу.
Достаточно редко встречаются ценные виды кожи из лосиных, оленьих и шкур молодых жеребцов. Наиболее элитные сорта кожи из шкур рептилий и рыб: крокодила, питона, варана, ската, угря, щуки, сазана. Экзотическим видом кожи считается страусиная, а самым дорогим - крокодиловая. Цена шкуры одного экземпляра достигает нескольких тысяч долларов.
Чтобы образ был законченным и гармоничным, его необходимо дополнить правильной обувью, сумочкой или ремнем. Из какого материала будут выполнены предметы гардероба – личный выбор каждого. Правда, стоит учитывать, что мода циклична и периодически на первый план выходят вещи и материи, которые были востребованы несколько лет назад. К таким «неумирающим» вариантам можно отнести лаковую кожу.
Лаковая кожа – что это?
Гладкая кожа, покрытая сверху зеркальной пленкой, называется лаковой. Для ее изготовления применяются разнообразные виды кожи.
Процесс изготовления следующий: сперва на заготовку наносится подготовительный слой, он предназначен для сохранения кожи мягкости. Далее, идет обработка цветным покрытием, оттенков может быть великое множество.
Покрытие лаком должно производиться очень тщательно, слои быть тонкими и равномерными, в противном случае качество кожи будет низким, что, безусловно, негативно скажется на внешнем виде и износостойкости изделия.
Неважно, что будет изготавливаться из лаковой заготовки: обувь, ремни, сумки или что-то еще, главное, чтобы покрытие могло выдержать переменчивый климат, быть устойчивым к погодным условиям, а также к сгибаниям и растягиваниям. Стоит сказать, что чем сложнее форма, которая придается коже, тем труднее избежать ее повреждений и несовершенств.
Но в любом случае идеальным вариантом будет однородный глянцевый слой без потертостей и неровностей.
К сожалению, искусственная и натуральная лаковая кожа мало чем отличаются. Технологии изготовления практически идентичны. Единственное отличие в том, что искусственная лаковая кожа не будет иметь аккуратно обработанного натурального слоя. Поэтому обращайте внимание на отделку, она поможет определить подлинность материала.
Правила ухода
Чтобы изделия из этого материала служили вам долго, очень важно правильно ухаживать за ними. Вот несколько советов, как организовать должный уход:
- Не используйте для ухода за лаковой кожей жесткие щетки, это испортит изделие. Протирать вещи можно только мягкой салфеткой;
- Применяйте специальные кремы для лаковой кожи, которые будут подходить по цвету изделия. Сперва нанесите средство на свою вещь, а затем отполируйте ее, орудуя салфеткой. Важно использовать ухаживающую косметику, созданную специально для этого типа кожи, так как такие средства идут на водной основе и подпитывают лаковую пленку, предохраняя ее от пересыхания и трещин. Покупая спреи для ухода за блестящими изделиями, обращайте внимание на состав, хорошо, если в нем будет касторовое масло, вазелин или глицерин. Это придаст блеск вашим вещам;
- Если у вас дома отсутствует специальный крем для ухода, то подойдут подручные средства. Например, вернуть сияние сумке с блестящей поверхностью поможет яичный белок, просто смажьте им изделие и все. Похожий эффект можно получить, если протереть вещь ватным диском, предварительно смоченным в молоке, а когда оно высохнет, обработать изделие половинкой луковицы и салфеткой. Касторовое масло также поможет вернуть блеск. Для этого нанесите его на изделие на четверть часа, а затем натрите гладкую поверхность.
Если вы купили новое лаковое изделие, имеющее неприятный запах, то избавиться от него поможет молотый кофе.
Просто насыпьте его на свое приобретение и оставьте на один день. Правда, такой способ не подойдет, если вещь светлого оттенка.
Избавить от неприятного аромата сумку из лаковой кожи, а в прочем, и любую другую вещь, можно еще одним способом.
Промойте изделие в воде, в которой промывался рис, а затем обработайте уксусом. А чтобы сумка с глянцевым покрытием как можно дольше сохраняла свой привлекательный внешний вид, эксплуатируйте ее при температуре до минус 15 и не выше 25 градусов.
Не соблюдая этих правил, вы в скором времени заметите, что покрытие на сумке растянулось, появились трещинки и неровности.
Правила, написанные выше, подходят и для лаковой одежды.
Но здесь нужно сказать пару слов вот о чем. Хранить лаковую одежду нужно бережно, используя для этого чехлы, изготовленные изо льна или хлопка. Пакеты из полиэтилена для таких целей совершенно непригодны. Если у вас имеются в запасе ремни с блестящим покрытием, то помните, что складывать их нельзя
Оптимальный вариант хранения: подвешивание за пряжку, в крайнем случае – сворачивание клубком, без усилий.
Если вы приобрели изготовленную из лаковой кожи обувь, то не стоит надевать ее в жаркое время года. Она совершенно не позволяет ногам «дышать» , да и щеголять в такой обуви при температуре выше 25 градусов не рекомендуется. Это обусловлено тем, что сильная жара негативно влияет на блестящие покрытие. Мороз, к примеру, тоже может повлиять на прочность кожи, поэтому для сильного холода лак не предназначен. При хранении обуви набейте ее бумагой и вставьте распорки.