Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение. Как помочь ребенку заговорить Как помочь ребенку научиться говорить в 2.5
В саду и на детской площадке все или практически все двухлетние дети так или иначе общаются. Некоторые упорно молчат, свои желания выражают жестами, звуками, максимум парой слов. Родители начинают всерьез беспокоиться и задаваться вопросом, как научить ребенка говорить в 2 года. Не отстает ли он в развитии? Стоит ли подождать, пока он начнет разговаривать, или лучше начинать консультироваться со специалистами?
Врачи сходятся во мнении, что задержка речевого развития - довольно распространенное явление. Но волнения родителей это не отменяет. Даже сами они редко могут понять собственного ребенка. В довершение всего приходят мысли о том, не станет ли он изгоем среди сверстников, не скажется ли его «запоздание» на успеваемости в школе. Что делать? Рассмотрим основные этапы становления разговорной речи, какие проблемы могут быть обнаружены и как с ними справляться.
Особенности формирования речи у детей
Специалисты выделяют различные критерии, по которым можно узнать, насколько удачно происходит речевое становление малыша. Но, разумеется, привести всех детей к некому общему показателю нельзя, и возраст тоже не может быть таким показателем. У всех - индивидуальные возможности и целый ряд особенностей, среди которых нужно учитывать и физиологические, и психологические, и даже пол.
Нормы развития
Маленький «молчун» может ничем не отличаться от сверстников. В два года он хорошо понимает, о чем с ним говорят, выполняет мелкие поручения, сам раздевается, у него нет проблем с аппетитом или сном, врачи не находят у него отклонений. Родители могут даже озаботиться посещением группы раннего развития, играть с малышом в развивающие игры, читать ему книги и петь песенки. Но при всем этом он никогда не проявит инициативу в разговоре, или скажет что-нибудь невпопад, или проигнорирует обращение к нему.
Выделяют примерные сроки появления разных речевых форм речи в определенном возрасте (независимо от пола).
Возраст | Речевые формы |
---|---|
1-2 мес. | В голосе возникает интонация (можно определить: доволен - недоволен) |
2-5 мес. | «Гуление», что-то напоминающее слова из одинаковых слогов |
8 мес. - 1 год 2 мес. | Увеличивается «звукоподражательный» словарь (например, «гав-гав»), появляются простые «лепетные» слова |
1 год 5 мес. - 2 года 2 мес. | Все больше двухсловных предложений («кушать хочу», «папа - там») |
1 год 9 мес. - 2 года 6 мес. | Происходит быстрый рост словаря, возникает интерес к названиям тех или иных предметов |
До 3 лет 6 мес. | Формируется грамматический строй. Период «словотворчества» и проговаривания действий во время игры |
Существует и определенная зависимость от пола ребенка. Например, девочки начинают общаться раньше, чем мальчики: у них раньше определяется словарь, особенно обозначение предметов. Девочки не сразу осваивают фразы, но, как правило, стремятся в своих высказываниях подражать взрослым, копируя, в том числе, и интонацию. Что касается мальчиков, вначале они начинают называть действия, а еще довольно рано составляют грамматически верные предложения.
Не стоит высказывать опасения в духе «ребенок не говорит в 2 года - не нормально, он уже должен хоть что-то произносить». Бывают случаи, когда дети не говорят до двух с половиной или даже трех лет, а затем начинают вдруг сыпать целыми правильными фразами, петь и читать стихи - так, что остановить их невозможно.
Критерии гармоничного формирования речи
Есть несколько «опорных пунктов», позволяющих родителям понять, насколько гармонично происходит формирование речи у малыша:
- физическое развитие именно такое, каким оно должно быть в этом возрасте;
- отсутствие неврологических заболеваний;
- активное общение с семьей, близкими и стеснительность в присутствии незнакомых людей;
- активное воспроизведение (повторение) всего услышанного;
- решение проблем с помощью разговора;
- стремление исправлять ошибки в собственных высказываниях.
Если же ребенок перенес какую-либо тяжелую болезнь (или имеются неврологические заболевания), наблюдается явное отставание от сверстников, он игнорирует просьбы что-нибудь сказать или не желает повторять за вами, стремится решать проблемы, никак не объявляя о них - нужно начать принимать меры. И для начала попробовать понять, почему ребенок в 2 года не разговаривает.
Причины задержек речевого развития
Дети не могут иметь врожденного понимания всех законов того языка, на котором им предстоит говорить, они усваивают их только в определенный период жизни, копируя взрослых. В идеале они не просто повторяют за старшими, а познают, регулируют деятельность - свою и всех, кто их окружает. Но есть факторы, задерживающие формирование речевых навыков:
- несовершенные социальные условия либо педагогические ошибки;
- недостаточная неврологическая база.
Первая группа - неверные методы воспитания. Это либо гиперопека, либо недостаток внимания взрослых, когда нет стимулов общаться: или незачем (и так понимают без слов и предупреждают желания), или просто не к кому обратиться. Ситуация усугубляется личными особенностями малыша, например, упрямством или склонностью к истерии. Но при своевременном изменении подхода, условий воспитания все можно исправить.
Ко второй группе «тормозящих» факторов относят недостаточно сформированное или ущербное восприятие речи (ребенок неверно слышит), недостаточность функции речевого аппарата (неверно произносит) либо неврологические заболевания. Здесь нужно не только откорректировать воспитание, но и обращаться к специалисту, который будет проводить регулярные занятия.
Причин «молчания» может быть множество. Например, ребенок в два года не разговаривает и в том случае, если растет в двуязычной (многоязычной) семье. Это вполне естественно - он вникает и «впитывает» различные способы выражения мыслей, и сразу это у него не получится. Единственная рекомендация для членов семьи - каждый должен использовать один определенный язык, чтобы ребенок не путался. Если при этом не откладывать развивающие мероприятия, малыш имеет все шансы успешно освоить несколько языков.
Не торопитесь с выводами: у малыша не обязательно проблемы со здоровьем. О наличии отклонений может рассказать только врач.
Когда «бить тревогу»
В двухлетнем возрасте нужно уметь строить простые фразы (2-4 слова), использовать как минимум 50, а лучше 100 слов. Словами можно считать и звукоподражания, например «би-би» вместо «машина».
Начинайте принимать меры, если ребенок:
- не пытается учить новые слова;
- использует менее 20 слов;
- не составляет даже двухсловные фразы;
- не знает, как называются предметы вокруг, части тела и т. д.;
- не может указать на известные ему предметы или принести то, что находится вне его поля зрения.
Рассмотрим еще некоторые факторы.
Отлучать ли от груди и соски
Есть расхожее мнение, что нужно отучить ребенка от грудного кормления до 2 лет, иначе он, скорее всего, поздно заговорит. На самом деле это утверждение не имеет достаточных оснований. Грудное вскармливание определяет строение прикуса и лица. Специалисты уверены, что дети, которых достаточно долго (до 2 и более лет) кормили грудью, лучше воспроизводят звуки, у них реже встречаются нарушения речи, а если и встречаются, то легко корректируются.
Плохо развивается речь якобы и у тех, кто не расстается с соской (пустышкой), особенно если соски не специальные ортодонтические, а обычные. Частично так оно и есть. Пустышка погружает ребенка в состояние, похожее на транс, он не слушает взрослых, не особенно интересуется тем, что происходит вокруг - следовательно, замедляются познавательные процессы. Кроме того, если закрывать крохе рот соской во время плача, он не высвобождает эмоции, что может негативно сказаться на психическом состоянии, а в дальнейшем и на формировании разговорных навыков.
Тем не менее, в обоих случаях особых причин для беспокойства нет. Просто нужно помнить, что все хорошо в меру. Исследования Всемирной организации здравоохранения доказывают, что независимо от способа кормления дети вырастают прекрасно развитыми и физически, и личностно, и интеллектуально.
Речевой негативизм
Постарайтесь не слишком часто просить ребенка, чтобы он что-нибудь сказал или повторил за вами. Иначе вы можете невольно выработать привычку к отказу от говорения: малыш будет упрямиться, явно или скрыто, но не станет высказываться по вашей просьбе или вообще реагировать словесно. Такая привычка называется речевым негативизмом.
У сына или дочки может быть все в порядке со слухом, но нет стремления к повторению слов, зато очевидны - отказ отвечать на вопросы, показывание пальцем, когда просит что-нибудь, удовлетворение потребностей своими силами. Самостоятельность не может не нравиться, но при отказе ребенка от комментариев собственных действий насторожитесь: это значит, что навык общения не сформирован, и присутствует речевой негативизм. И если вы столкнулись с этим явлением, не ругайте чадо и тем более не наказывайте.
Как помочь малышу
Вы обращаетесь к логопеду, и тот говорит вам, что до трех лет не нужно начинать занятий? Ищите другого: подобные высказывания не профессиональны. Даже если в период беременности была патология, или ребенок перенес родовые травмы, инфекции или обычные повреждения в течение первого года жизни, он все равно может развиваться нормально в любом возрасте, просто ему нужно будет помочь. Найдите того, кто согласится это сделать! Существуют даже специальные логопедические ясли - замечательно, если они есть и в вашем городе.
Кроме того, если не принимать меры заранее, последствия могут быть неблагоприятными:
- трудности с адаптацией среди других детей;
- отклонения в эмоциональной и волевой сфере;
- инфантилизм;
- торможение познавательной деятельности (речь и познание окружающего мира тесно связаны!);
- сложности в овладении школьными предметами, в особенности родным языком.
Хороший специалист примет малыша даже в раннем возрасте, а если нужно, подключит к работе соответствующих врачей - это может быть стоматолог, отоларинголог, невролог, психиатр. Если нет физиологических проблем, можно успокоиться (всему свое время!) и начать активно заниматься.
Есть много способов научить ребенка говорить в 2 года. Просто имейте в виду, что все дети имеют индивидуальные особенности, и никогда не сравнивайте их друг с другом или с родственниками, которые начали разговаривать намного раньше.
Строим общение
Период с 2 до 5 лет врачи и педагоги считают наиболее плодотворным в плане становления речевой деятельности. В течение всего времени, пока малыш не спит, стремитесь разговаривать с ним. Старайтесь вывести его на диалог, комментируйте игру или любую другую деятельность.
- Говорите внятно и четко, не быстро, достаточно выразительно.
- Избегайте «сюсюканья»: общайтесь полноценными (не измененными) словами, законченными фразами. Пусть ребенок пока кричит «би-би!» вместо «машина едет» - рано или поздно он усвоит от вас, как сказать правильно.
- Ваша мимика, движения рта и языка должны хорошо просматриваться.
Как еще развивать речь ребенка в два года? Читайте ему книги - сказки, стихи, потешки, не забывайте задавать сопутствующие вопросы и во время чтения. Можно организовывать специальные «книжные часы» с соответствующей обстановкой и «ритуалом», но если в какие-то моменты ребенок не очень усидчив, не настаивайте - просто читайте. Вам может показаться, что чадо совсем не слушает, но правильная речь все равно будет откладываться в его памяти. Если умеете петь - пойте, особенно детские песенки, и знайте веселые попевки на разные случаи жизни.
Занимаемся с малышом
Занимаетесь дома? Делайте гимнастику для пальцев: мелкая моторика играет важную роль в говорении, равно как и массаж рук и пальцев, особенно их кончиков - специальными зубчатыми пружинными колечками (су-джок) или обычной зубной щеткой. Можно собирать разные по размеру пуговицы, мять бумагу или фольгу, перебирать крупу или фасоль, катать шарики из пластилина или теста, играть со шнурками - подручных материалов достаточно.
Особая артикуляционная гимнастика благотворно действует на речевой аппарат, и ее можно делать с ребенком в возрасте от года.
Если вы обращаетесь к логопеду, в его арсенале найдется немало игрушек и упражнений. Всевозможные пирамидки и пазлы для собирания, лото для сопоставления цветов и форм, логические игрушки, приспособления для массажа рук и развития мелкой моторики - специальные мероприятия обязательно помогут, даже если ребенок 2 года не разговаривает вообще.
Коллектив, будь то сад или развивающий кружок, также могут стимулировать ваше чадо общаться, к тому же чаще всего дети перенимают друг от друга значительно быстрее и в большем объеме, чем от взрослых.
Нужно использовать все возможности ранней помощи: не ждите, пока все решится само и со временем вы наверстаете упущенное - скорее всего, это будет сложно. Планомерные занятия, постоянное внимание, спокойное и доброжелательное отношение к малышу и помощь специалистов - основа вашего совместного успеха.
Распечатать
В этой статье:
Речь – это то, что отличает людей от всех остальных живых существ на планете. Поэтому можно сказать, что чем раньше ребенок начнет говорить, тем быстрее начнет соответствовать понятию «человек». Когда у малыша расширяется словарный запас, у него появляется больше возможностей узнать об окружающем мире, а вместе с тем развить свой разум и свои чувства.
Чем быстрее дети учатся разговаривать, тем быстрее они взрослеют. С говорящими карапузами легче найти язык для общения и решения различных спорных вопросов и ситуаций. Поэтому вопрос, как быстрее научить ребенка говорить, становится очень актуальным, даже если речь идет о двухлетнем ребенке. В 2 года малыши наиболее любознательны, и если в этом возрасте помочь им овладеть основами родного языка, то их кругозор и возможности начнут развиваться значительно быстрее и глубже, чем если с ребенком не заниматься.
С чего начать
Есть много разных способов, которые можно задействовать, чтобы помочь малышу поскорее овладеть большим словарным запасом. По запросу «как учить ребенка в 2 года разговаривать» в интернете можно найти не только советы, но еще и всевозможные аудио- и видеоматериалы с рекомендациями специалистов и готовыми программами развития, в том числе и мультипликационными, то есть интересными двухлетнему малышу.
Также на эту тему написано много научных работ и статей, однако не каждая мама может позволить себе читать десятитомники, к тому же написанные довольно сложным языком. Поэтому мы постарались упростить информацию, суммировать некоторый жизненный опыт и ответить на такой важный вопрос – как же все-таки научить говорить ребенка в 2 года, если он еще этого не сделал. Сразу отметим, что в данном возрасте отсутствие складной речи не является патологией. Некоторые малыши начинают говорить только к трем годам, но сразу целыми предложениями!
Также следует запомнить, что если к двухлетнему возрасту у ребенка еще не получается правильно выговаривать многие звуки и слова родного языка, то это не повод для беспокойства и забегов по врачам в поисках несуществующего отклонения. Всему свое время. А 2 года – это как раз и есть период становления речи ребенка. Как и чему учить малыша в этот период, чтобы он в 2 года уже мог членораздельно выразить свою просьбу, понять, чего от него хотят, – об этом и пойдет речь далее.
Детки двухлетнего возраста очень любят копировать взрослых, в том числе повторять за ними слова. Это желание малышей нужно использовать, чтобы пополнить их словарный запас. Однако важно пополнять его хорошими словами. Постарайтесь забыть все то, что не предназначено для детских ушей, контролируйте себя. Ведь воспитывать прежде всего следует не ребенка, а маму и папу, так как малыш все равно вырастет таким, как они.
Детки в этот период похожи на попугайчиков. Все, что часто слышат, они впитывают как губки, а потом начинают воспроизводить. Поначалу без понимания смысла. Поэтому, чтобы взрослых не шокировала лексика чада, они должны приложить все усилия, чтобы наполнить ее добрыми, хорошими словами и
понятиями. А для этого придется держать язык за зубами, а также следить за кругом общения ребенка, контролируя пока еще детский лепет.
Не стоит умиляться матерной речи или плохим словечкам, которые ребенок произносит без понимания смысла. Это временно. К тому же радость родителей заставит чадо повторять эти слова снова и снова, что позволит им закрепиться в лексиконе и отпечататься в памяти. Потом ребенку очень сложно объяснить, почему эти слова вдруг стали плохими, ведь еще вчера они так радовали взрослых, которые хохотали над «мимимишностью» своего «взрослого» карапуза.
Лучшее, что можно сделать в подобных ситуациях, – устранить источник нехороших слов или отдалить ребенка от него. Если это кто-то из близких, то придется провести серьезную беседу, возможно, и не одну. Однако это придется сделать. Если не обратить внимание на проблему, а это именно проблема, сразу, то потом можно столкнуться с уймой неприятностей, когда ребенок станет произносить бранные слова сознательно. Представьте, что это произойдет в магазине, на детской площадке, в саду или любых других общественных местах, где такие словечки из детского ротика станут шоком для окружающих и поводом для порицаний в адрес родителей.
В период становления речи – от одного до пяти лет – очень важно следить не только за лексикой малыша, но и за своей. Помните, что дети наследуют пример взрослых больше, чем слушают их слова. И если сказать крохе, что это слово говорить нельзя, а самим время от времени его употреблять, то ребенок невольно усвоит не рекомендацию, а именно родительский пример.
Самый лучший способ учить ребенка говорить – это разговаривать с ним. Общение, забота, внимание и участие – то, что поможет разговорить даже самого большого молчуна или молчунью.
Какие методы позволяют помочь расширить речевую практику детей
Можно смело сказать, что одну из главных ролей в развитии речи детей двухлетнего возраста играет мелкая моторика. В интернете есть много видеоуроков и просто фильмов по развитию мелкой моторики у детей. Что относится к моторике рук? Какие действия и занятия могут помочь ее развитию? Вот краткий перечень:
Конечно, сначала это будут каляки-маляки, но это только ваше мнение. Ребенок обязательно впоследствии скажет, что он нарисовал. Причем скажет сам! Ведь именно этого добиваются взрослые. Разговорить малыша – вот задача из задач. И развитие моторики в данном вопросе очень важно, так как мозговые центры, отвечающие за работу рук, находятся рядом с теми, что отвечают за речь. Когда активизируются одни, подключаются другие, то есть они работают в связке. Поэтому, уважаемые родители, не тратьте времени зря и, кроме общения с малышом, уделите максимум внимания работе его ручек. Конструкторы, кубики и пазлы вам в помощь!
Кстати, в процессе рисования обязательно восхищайтесь шедеврами карапуза. Это поддержит в нем желание творить и дальше. Не исправляйте нарисованное. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите. А после просите еще новых и новых рисунков, ведь они ой как хороши!
Лучше всего каждый день уделять ребенку внимание и рисовать вместе с ним. Крохе помогут заговорить не только рисунки, но и собирание пазлов, застегивание пуговиц и завязывание шнурков, а также игра со специальными игрушками вместе со взрослыми, которые объяснят, что и как с ними делать. Больше и чаще играйте с ребенком, ведь именно в игровой форме дети лучше всего воспринимают реальную жизнь и с удовольствием занимаются всякими полезными делами, благотворно сказывающимися на их развитии.
Ученые всего мира уже давно доказали, что развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи и мышления ребенка. Так, делая массаж пальчиков рук малышу до года, вы воздействуете на точки, которые подают сигналы в часть коры головного мозга, ответственную за развитие речи.
Три этапа развития речи у детей
От рождения до двух лет.
Это период становления развития речи у маленького человека, этап закладывания основ коммуникабельности ребенка. В этот момент в коре головного мозга детей активно развиваются речевые зоны. Необходимо избегать отрицательных обстоятельств, стрессов, потому что даже самые незначительные из них могут затормозить развитие речи крохи.
Период третьего года.
В этом возрасте начинает интенсивно развиваться связная речь малышей. Данный период можно назвать критическим. Активный рост организма дает о себе знать в дисбалансе эндокринной, сосудистой и центральной нервной систем. Он негативно влияет на поведение ребенка. В этот период у детей начинает проявляться
упрямство и нигилизм. Часто карапузы проявляют протест на повышенные требования родителей или, наоборот, повышают свои требования ко взрослым. Именно в этом возрасте с детками следует быть, как можно тверже, но при этом проявляя лояльность, так как физиологические процессы, протекающие внутри детского организма, проявляются хаотичным созреванием определенных узлов функциональной системы речи. Также в этом возрасте стрессы в совокупности с особенностями развития ребенка могут создать предпосылки к заиканию.
6-7 лет.
Это этап развития письменной речи. Возрастает нагрузка на центральную нервную систему. Если в этом возрасте на ребенка оказывать психологическое давление возрастающими требованиями, то вполне вероятны нарушения и сбои в нервной деятельности. Они могут проявиться заиканием или другими речевыми расстройствами. Если вы обнаружили нечто подобное у своего малыша, то не стоит решать проблему самостоятельно – лучше обратиться к специалисту-логопеду.
Симптомы, которые свидетельствуют о наличии психоречевой задержки у детей
Если вы заметили в своем крохе один из этих симптомов, обратитесь прежде всего к детскому психологу, чтобы он определил причины отставания в развитии малыша. Эти причины могут быть очень серьезными, поэтому медлить не стоит. Чем раньше выявлена проблема и ее причина, тем легче исправить последствия.
Причины в отставании развития речи ребенка
Как родителям самостоятельно можно определить, что усилия, направленные обучение двухлетки разговаривать, не напрасны? Возможно, ребенок не разговаривает не потому, что не хочет, а потому, что не может. Следует знать, что причины могут быть физиологическими и связанными с генетикой. Их нельзя устранить с помощью простых занятий, которые требуются для развития здоровых детей. Вот эти причины:
- болезни головного мозга;
- следствия травматических повреждений головы;
- инфекционные заболевания, которые перенесла мать в период беременности или кормления грудью;
- проблемы, связанные со слухом;
- медленный рост клеток отдела головного мозга, отвечающего за речь.
Но это не все. У задержки развития речи есть также причины социального характера. Прежде всего это отсутствие необходимого минимума общения. От этого страдают дети в домах малюток. И если вы не хотите сделать своего ребенка похожим на несчастных брошенных детей, уделяйте ему время. Общайтесь с удовольствием – ежедневно и ежечасно. Если вы не можете найти свободной минутки на ребенка такого маленького возраста, то что будет, когда он войдет в пубертатный период? Ведь для решения большинства проблем и конфликтов подросткового возраста понадобится много говорить. При этом желательно, чтобы ребенок вас слушал и слышал. Однако этого не будет, если вы уже сейчас не можете наладить с ним
отношения, уделив внимание и просто пообщавшись. Период детства быстро проходит, и потом его не вернуть, как и взаимопонимания, основы для которого просто некогда было заложить.
Иногда родители впадают в другую крайность. Они пытаются предугадать желания малыша прежде, чем он успевает их высказать. В этом кроется большая ошибка. Помните! Развивая речь ребенка, помогая ему высказывать свои просьбы, инициативы, вы развиваете его мышление. Побуждайте кроху говорить с самого рождения, и вам не придется думать, как заставить ребенка разговаривать и общаться в 2 года.
Что нужно делать родителям, чтобы ребенок заговорил?
Малышу исполнилось 2, у него нет серьезных причин для молчания, но он молчит, и в этом вы видите проблему – знайте: вам придется нелегко. Ведь именно в 2 года уже непросто наверстать упущенное, если проблема кроется в родителях.
То, что можно было получить естественным путем, развивая речь крохи от рождения, день за днем, теперь придется приобретать посредством тяжелого труда. Но это не повод опускать руки и отказываться от сложной и кропотливой работы, иначе можно упустить еще больше. В два года догнать речевое развитие еще можно, причем достаточно быстро. Позже – очень тяжело, каждый шаг будет даваться усилием воли родителей и ребенка, которые должны вместе работать на результат, а ведь одна из сторон может этого просто не желать.
В интернете вы можете найти специальный набор игр для речевого развития детей. Они предложены в виде видеороликов. Как говорится, лучше один раз увидеть… Чтобы вовлечь малыша в игру, можно показать ему какой-то новый предмет, а потом быстро спрятать его и снова показать. Такие приемы поднимают детям настроение, вызывают положительные эмоции и побуждают продолжить игру, а при этом и начать общение. В два года деткам интересно все новое, желательно – еще и яркое. Они любят игру в прятки, и это можно использовать в благих целях, например чтобы учить разговаривать.
Когда вы играете с малышом или гуляете на улице, помните: чтобы научить его говорить новые слова, их нужно повторять многократно в разных ситуациях и интонациях. В игре важно, чтобы вы не молчали, а комментировали каждое свое действие: «Сейчас мы оденем красное колечко на пирамидку…», «положим сверху еще один кубик…», «нарисуем мишку… вот мишкина голова… вот ушки…глазки, носик, ротик, туловище…» и т.п. Когда вы занимаетесь каким-нибудь трудом, тоже изображайте комментатора. Дотошного и подробного. Рассказывайте вслух, что вы делаете: «Возьмем кастрюлю, нальем в нее воды…». Это и будет ненавязчивое обучение.
Учите ребенка наблюдать и рассуждать. Это можно делать, не спеша прогуливаясь по парку и обращая внимание на разные явления природы, действия людей. Хорошо проводить такие уроки, стоя у окошка, которое является для малыша словно порталом в другой мир. Дети очень любят смотреть в окна, особенно когда на улице идет дождь или снег, а также происходит что-то интересное.
Можно показать ему листики, траву, облака. Задавать вопросы, если он станет произносить отдельные слова и фразы. Если малыш что-то сказал о дереве, можно спросить, какого цвета на нем листочки. Разговор надо постоянно стимулировать, подталкивая чадо к его дальнейшему развитию. Так легко учить новые слова, а также научиться говорить в принципе.
Хорошо читать малышу книжки и разучивать с ним незатейливые песенки. Вы будете развивать таким образом и память малыша, и музыкальный слух. Чтобы привлечь внимание к книге, выбирайте яркие и красочные издания. Да, вы заплатите за них в разы больше, но и результатом они порадуют быстрее! Это намного важнее той разницы, которую бы вы могли сэкономить.
Непременно следует повторять пройденное. Находить в книге изученный предмет, стих, песенку,
чтобы малыш сам сказал, что это. Подобным приемом в память закладывается необходимая информация и происходит развитие речи.
Также в развитии речи помогают разговоры по телефону. Когда вы разговариваете с кем-то, знакомым крохе, дайте ему трубку, а абонента попросите задать малышу пару-тройку простых вопросов, на которые он мог бы ответить. Наиболее актуальны и популярны разговоры с бабушками – они могут часами лепетать с любимыми внуками. Используйте желание обоих абонентов пообщаться на благо собственного ребенка, ведь так легко можно научить не только говорить, но и поддерживать диалог!
Не менее полезно проводить с детьми активные игры, особенно на свежем воздухе, где можно с удовольствием выполнять мамины команды и повторять ее действия, например поприседать, побегать, покружиться, попрыгать. Таким образом можно учить малыша разговаривать. Все эти методы вполне подходят и для детей двух лет.
Дети как маленькие деревца: если за ними ухаживать, защищать от негативных факторов, они вырастут и превратятся в могучие деревья, которые будут дарить радость, плоды и тень во время знойных дней. Если же ими не заниматься и не учить, то их легко будет сломать, сколько бы им не исполнилось лет, чего бы они не добились в жизни… И сейчас ваша задача – научить малыша говорить, ведь ему так мало лет и у него все впереди.
Двухлетний карапуз ни минуты не сидит на месте. Что умеет ребенок в 2 года? Он находится в постоянном движении и поиске новых впечатлений. На данном этапе кроха развивается так стремительно, что многие родители даже не успевают отслеживать этот процесс. Буквально вчера ребенок впервые взял в руки ножницы, а сегодня он уже умело управляется с ними. Пару месяцев назад карапуз изъяснялся полусотней бессвязных слов, а теперь начинает строить из них целые предложения. Все эти успехи необычайно радуют взрослых и дарят им повод для гордости своим малышом. Но все же родители невольно продолжают сравнивать деток между собой, отмечая у своего крохи отставание или, напротив, опережение в развитии. Поэтому информация о том, что должен уметь ребенок в 2 года, будет полезной для взрослых. Остановимся на этом вопросе более подробно.
Речь ребенка в 2 года
Словарный запас крохи к этому возрасту доходит до 300 слов . Он начинает составлять простые предложения, более четко формулировать свои потребности и желания.
Поскольку мышление ребенка развивается при помощи речи, родителям необходимо постоянно общаться с малышом, рассказывать ему истории, читать книги и отвечать на вопросы.
В лексиконе малышей начинают появляться прилагательные и местоимения. Нередко двухлетние крохи говорят о себе в третьем лице. На смену упрощенным словам («ням-ням», «бух») приходят правильные (кушать, упал). По просьбе родителей ребенок показывает на картинке различные предметы, понимает непродолжительный рассказ о знакомых событиях.
Физическое развитие
Новые навыки
В отличие от годовалых малышей, их уже не интересует бесцельное перемещение в пространстве. Они не следуют инстинктам и рефлексам, а стремятся направить свою активность в полезное русло.
К двум годам детки не просто уверенно ходят, но и без труда совершают следующие действия:
- перешагивают через препятствия;
- поднимаются и спускаются по лестнице или наклонной плоскости;
- совершают небольшие пробежки;
- умеют невысоко подпрыгивать;
- ходят по бревнышку или бордюру;
- пинают мяч ногой.
Крохи ставят пред собой определенную цель: скатиться с горки, догнать кошку, забраться на высокий стул – и идут к ее достижению. Движения ребенка становятся намного более уверенными.
Координация движений
К разряду того, что умеет малыш в 2 года, относится способность управлять обеими руками, координировать свои действия. Ему уже удается ловить мяч с близкого расстояния, самостоятельно рисовать и лепить из пластилина. Этот возраст оптимально подходит для знакомства крохи с ножницами. Только не стоит требовать от него слишком многого. Ребенок еще не способен вырезать фигуры по линиям. Достаточно просто научить малыша правильно держать в руках ножницы и дать ему полную свободу действий, наблюдая за процессом со стороны.
Всегда находитесь рядом, доверяя ребенку ножницы!
Познавательное развитие ребенка в 2 года
Малыш многому научился! Что уже умеет ребенок в 2 года:
Новые знания
- В 2 года дети различают от 4 до 8 основных цветов;
- группируют предметы по оттенкам;
- определяют геометрические фигуры и указывают на них;
- распознают объекты по другим параметрам: весу, фактуре, температуре (теплый-холодный, легкий-тяжелый, гладкий-шершавый);
- знают цифры и умеют считать. Малыш уже может сказать и продемонстрировать на пальцах, сколько ему лет.
Ролевые игры
По просьбе родителей кроха выполняет последовательность заданных действий. К примеру: «встань из-за стола, пойди в комнату и принеси мне желтый мячик». Это умение проявляется и в ходе игр. Так, карапуз сначала кормит куклу, затем умывает ее и укладывает спать. К процессу игры подключается воображение. Кроха уже сам выстраивает сюжетную линию событий, подбирает подходящих персонажей, задействует предметы-заместители (коробку вместо гаража для машинки, маленькие мячики вместо яблок и т.д.).
Подражание взрослым
В этом возрасте малыши очень любят подражать взрослым, копировать их действия, проявлять самостоятельность. Двухлетний малыш охотно участвует во взрослых занятиях. Вместе с мамой он занимается уборкой и приготовлением пищи: протирает пол влажной тряпкой, приносит продукты, смешивает ингредиенты в чашке и т.д. Конечно, родителям гораздо проще и быстрее все сделать самим, но не стоит ограничивать кроху в проявлении самостоятельности. Два года – отличный возраст для начала трудового воспитания.
Маргарита, мама двухлетнего Максима: «Мой малыш помогает мне по хозяйству с годовалого возраста. Сначала полы протирал, потом стал проявлять интерес к приготовлению еды. Мы ему купили игрушечную печку, которую поставили на кухне рядом с настоящей. Когда я готовлю, он смотрит и делает то же самое с игрушечными продуктами: хлеб жарит, варит компот, фрукты тушит и т.д. Иногда раскладываю часть обеда по его кастрюлькам, а он сам в тарелку себе накладывает. Бутерброды собирает из нескольких ингредиентов. Посуду в мойку составляет. Недавно начал активно взаимодействовать с машинкой: белье туда загружает, потом достает и развешивает. Конечно, много что переделывать приходится. Зато ребенок чувствует себя полезным».
Эмоционально-социальное развитие
Двухлетние малыши радуют родителей своей общительностью и стремлением к взаимодействию с окружающими. Если раньше кроха прижимался к маме при виде нового человека, то теперь он более охотно идет с ним на контакт. Социальное поведение мальчиков и девочек в этом возрасте несколько отличается.
Девочки
Юные леди старательно привлекают к себе внимание и бурно реагируют на похвалу в свой адрес. Девочки оценивают взрослых с позиции их отношения к ним. Двухлетние малышки думают примерно так: «Этот дядя хороший. Он принес мне шоколадку и дал поиграть со своими очками».
Мальчики
Мальчики судят об окружающих по их стремлению чему-то научить ребенка, поиграть с ним в активные игры. Гость, продемонстрировавший крохе, как нужно здороваться по-мужски и поигравший с ним в отважных пиратов, непременно завоюет расположение малыша.
Согласно мнению детских психологов, в 2 года ребенок начинает осознавать свою гендерную принадлежность.
Ребенок восторженно относится к развлечениям, проявляет интерес к музыке и пению, с увлечением смотрит мультфильмы. При общении со сверстниками детки улыбаются друг другу и используют эмоционально окрашенную речь.
При общении с взрослыми малыши проявляют яркие эмоции. Это отражается в мимике, возгласах, движениях карапуза.
Психологические изменения
Стоит отметить, что мышление, память и внимание детей до пятилетнего возраста не поддаются контролю с их стороны. Кроха попросту не способен самостоятельно управлять этими психологическими процессами. Внимание двухлетних деток переключается очень быстро, достаточно лишь заинтересовать их чем-то новым и увлекательным.
В этом возрасте кроха впитывает все, как губка. Он быстро осваивает новые навыки, которые впоследствии проносит через всю жизнь.
Крохи быстро заражаются эмоциями от окружающих людей. Если пребывающий в хорошем настроении карапуз увидит, что играющий с ним малыш начинает капризничать, он может перенять его недовольство. Именно поэтому психологическая обстановка, которая окружает ребенка изо дня в день, играет на данном этапе очень большую роль. Что можно ждать от крохи, чьи родители постоянно ругаются между собой и периодически срываются на малыша? Вероятнее всего, такой карапуз будет вести себя очень нервозно и при малейшем поводе начнет переходить на крик. Благоприятная дружественная обстановка вокруг ребенка позволит вырастить из него психологически уравновешенную личность.
Бытовые навыки
Как правило, в 2 года ребенок умеет без помощи родителей:- кушать ложкой жидкую пищу;
- умываться и мыть руки;
- ходить на горшок;
- надевать некоторые вещи.
Кристина, мама Юли (2,5 года): «Воспитатели в детском саду говорят, что дочка одевается сама и чуть ли не быстрее всех. Дома я за ней такого не замечала. Чтобы снять, это без проблем, а как одеть – «я не умею», «у меня не получается». Только в ботинки сама влезть может. А недавно ходили с ней в больницу. Дочка очень боялась там остаться и в результате буквально за две минуты полностью оделась сама, причем абсолютно правильно. Зато мы убедились, что она все может, просто не хочет».
Краткая таблица навыков
Как видно из вышеизложенного материала, двухлетний кроха обладает целым набором знаний и навыков. Собрать их воедино поможет обобщающая таблица. Что должен уметь ребенок в 2 года?
Вот так выглядит список его возможностей:
Речь |
|
Эмоции и общение |
|
Познание |
|
Физическая активность |
|
Бытовые навыки |
|
Таблица роста и веса
Что же касается физических параметров двухлетних малышей, то они являются сугубо индивидуальными и напрямую зависят от генетических факторов и особенностей развития крохи. Так или иначе, существуют определенные нормы, выведенные российскими педиатрами и Всемирной Организацией Здравоохранения. Приведем данные показатели в виде таблиц.
Развивающие игры и упражнения
Занятия и игры с родителями являются для ребенка важнейшим источником получения новых знаний, а также способом расширения кругозора. Поэтому так важно уделять малышу как можно больше времени, общаться с ним, отвечать на вопросы, тем самым создавая благотворную почву для его развития. Поговорим подробнее о занятиях, играх и упражнениях для двухлетних малышей.
Упражнения на физическое развитие
Физические упражнения для детей двух лет направлены на развитие мышц спины и укрепление костей, а также на правильное формирование опорно-двигательного аппарата. Недостаток движения в этом возрасте может привести к плохой осанке, которая нередко становится причиной сколиоза. Вполне очевидно, что все занятия для малышей должны проводиться в веселой игровой форме с участием любимых игрушек. Не стоит злоупотреблять физическими нагрузками. 3-4 упражнений, общей продолжительностью 15 минут, будет вполне достаточно. Приведем некоторые из них:
«По тропинке»
Положив на пол длинный узкий отрез ткани или бумажную полоску, нужно попросить малыша пройтись по ней, сохраняя равновесие и не выходя за границы. Чтобы заинтересовать кроху, стоит поместить на другом конце «тропинки» его любимую игрушку и попросить ребенка принести ее. Карапуз с удовольствием проделает этот нелегкий путь вместе со своим лучшим «другом».
«Сбор урожая»
Разбросав по полу игрушечные фрукты, овощи или маленькие мячики, следует предложить крохе собрать урожай в корзинку. Для этого малышу придется либо наклоняться, либо приседать на корточки. Чтобы ребенку было веселее играть в эту игру, можно устроить настоящие соревнования наперегонки. Конечно, родителям придется уступить пальму первенства своему карапузу.
«Покажи как»
Имитация движений различных представителей мира флоры и фауны отлично развивает мышцы и координацию малыша. Можно попросить ребенка показать, как ходит кошка, плавает рыбка, летает птичка, качается дерево, растет цветочек и т.д. Такая зарядка не только пойдет на пользу ребенку, но и изрядно позабавит его.
Игры с мячом
Перекатывание мяча руками из положения стоя способствуют развитию мышц туловища малыша. А игра в футбол научит кроху сохранять равновесие и управлять своими движениями. Во избежание травм и падений следует катать мяч на ходу, а не на бегу.
Развитие мелкой моторики
Упражнения
Здесь на помощь родителям приходят пальчиковая гимнастика и различные творческие занятия. Малыш может хлопать в ладоши, меняя громкость и темп, сжимать кулачки, а затем разжимать их, хлопать фалангами по столу и т.д. Также малышу будут весьма полезны следующие упражнения:
- поочередное перекатывание разными пальцами мелких предметов: бусинок, камешков, шариков;
- «хождение» по столу средним и указательным пальцами с постепенным наращиванием темпа (обязательна смена рук);
- махание в воздухе одними пальцами;
- сбор всех пальцев в «щепотку» с их последующим разведением («сбежались-разбежались»).
Творчество
Из творческих занятий двухлетним карапузам оптимально подойдут лепка и рисование. Можно выдать крохе большой лист ватмана или отрез обоев, предложив нанести на них рисунок пальчиковыми красками. Стоит научить малыша делать отпечатки своих ладоней и стоп, проводить линии пальцем или оставлять на бумаге разноцветные брызги. Конечно, после подобных занятий ребенка придется долго отмывать в ванной. Альтернативой такому активному творчеству может стать классическое рисование на альбомном листе простым карандашом. Кроха сможет поупражняться в художественном мастерстве и при этом останется абсолютно чистым.
Развиваем слух
Игры, направленные на развитие слухового восприятия крохи, научат его сосредотачиваться на звуках. А без этой способности ребенок просто не сможет воспринимать обращенную к нему речь.
Пение и танцы
Исполнение песен с отстукиванием ритма и обыгрыванием сюжета позволит превратить обычное музицирование в настоящее театральное представление. Можно также напевать мотив известных малышу мелодий, чтобы он самостоятельно угадывал их. Озвучивание различных просьб шепотом научит ребенка прислушиваться к речи, а игра с колокольчиком – определять направление звука. Попросив карапуза закрыть глаза, нужно перемещаться вокруг него, звоня в колокольчик или стуча в бубен. Пусть кроха указывает рукой в ту сторону, откуда доносится звук.
Музыкальные загадки
В этом возрасте детки весьма охотно разгадывают музыкальные загадки. Прежде чем задавать крохе вопрос, необходимо вместе с ним постучать карандашом по различным предметам (стеклянной банке, ножке стула, мячу и т.д.), прислушиваясь к звукам. После этого ребенок должен отвернуться или закрыть глаза. Тем временем мама начинает стучать по предмету, а малыш угадывает, что это за предмет. Потом следует поменяться ролями.
Музыка
Ну и, конечно же, ничто так не развивает слух карапуза, как прослушивание музыки. детям любого возраста. Конечно, для детей до трех лет репертуар нужно подбирать особо тщательно. Ведь психика крохи находится на этапе формирования и слишком агрессивная или депрессивная музыка может травмировать ее. Малышам подходят не только детские песни, но и классические композиции Моцарта и Чайковского, а также звуки природы. Идеальным же вариантом станет живое исполнение мелодий на гитаре, фортепиано или даже свистульке.
Развиваем речь
Самым простым и действенным способом развития речи в двухлетнем возрасте является побуждение к общению. Родителям необходимо призывать кроху к диалогу фразами: «расскажи мне», «спроси у…» и т.д. Поскольку на данном этапе детки еще не очень хорошо умеют облачать свои мысли в слова, взрослым следует выдерживать паузы в разговоре, позволяя малышу подобрать правильные определения или сформулировать ответ. Расширить активный и пассивный словарь крохи поможет регулярное чтение сказок. Не лишним будет научить малыша выделять отличительные особенности персонажей, подбирая для этого соответствующие прилагательные. К примеру, лиса – хитрая, медведь – косолапый, заяц-трусливый и т.д.
Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «С ребенком нужно много разговаривать. Если есть возможность вместо взрослой музыки поставить детские песни или аудиосказки, нужно сделать это. Вообще, следует привлекать всех родственников, побуждая их много беседовать с малышом. Помочь говорить могут только те, кто рядом говорят».
Артикуляционная гимнастика
Обязательной частью распорядка дня ребенка должна стать артикуляционная гимнастика. Она научит малыша лучше чувствовать свои губки и язычок, а также управлять ими. Упражнения можно выполнять между дел, превратив их в забавную игру. К примеру, провожая малыша в детский сад, стоит ввести ритуал отправления друг другу воздушного поцелуя. Удивительно, но это незамысловатое действие тоже является элементом артикуляционной гимнастики. В процессе трапезы можно предложить крохе веселое соревнование, кто дольше удержит на языке орешек или мармеладку. А в ходе повседневных игр стоит время от времени имитировать гудение паровоза или самолета, завывание метели, вытягивая губы в трубочку.
Развивающие игрушки
Поскольку двухлетний карапуз постоянно находится в движении, следует направлять его энергию в позитивное русло. Тут на помощь родителям придут игрушки для организации активного досуга, а именно:
- мячи различных цветов и размеров;
- фитбол для гимнастических упражнений;
- сенсорные и ортопедические коврики;
- беговел, санки, велосипед.
Среди игрушек для развития воображения и крупной моторики, координации движений, конструктивного и пространственного мышления можно выделить:
- наборы «Лего» и другие конструкторы с деталями различных размеров, форм и цветов;
- игра «рыбалка»;
- трафареты;
- пластилин, пальчиковые краски и прочие материалы для творчества.
Поспособствуют сенсорному развитию крохи, а также формированию его математического и логического мышления следующие игрушки:
- паззлы с 4-6 крупными деталями;
- мелкие предметы: фигурки животных, крупы, желуди и шишки (их можно угадывать на ощупь, пересыпать, группировать и т.д.);
- мозаика;
- сенсорные карточки;
- рамки-вкладыши;
- лото;
- домино.
Конечно, двухлетний кроха еще не способен самостоятельно организовывать свой досуг. В этом ему должны помочь родители. Чтобы игрушки приносили малышу максимум пользы, взрослым необходимо научить ребенка правильно пользоваться ими, придумывать сюжеты для игр.
Не стоит давать крохе слишком сложные задания, ведь в случае неудачи он сильно расстроится и потеряет интерес к процессу.
Для более полного усвоения новой информации следует подключать все органы чувств малыша, чередовать между собой разные виды деятельности. Даже если карапуз не настроен на развивающие занятия, он непременно почувствует искреннюю заинтересованность взрослого в процессе и невольно включится в игру. В итоге и родители и ребенок получат массу позитивных впечатлений.
Заключение
Таким образом, двухлетние малыши уже многое умеют. Их активный словарный запас насчитывает 250-300 слов, из которых крохи постепенно начинают складывать предложения. В их речи проскальзывают прилагательные и местоимения, которые включаются в общение вполне осознанно. Что же касается двигательных навыков, то в два года детки могут подниматься и спускаться по лестнице, перешагивать через препятствия, бегать и подпрыгивать. Да и в быту малыши становятся более самостоятельными. Они своевременно просятся на горшок, аккуратно кушают жидкую пищу ложкой и охотно помогают родителям по хозяйству. Все эти умения и стремления должны получать одобрение со стороны родителей и направляться в нужное русло.
Первые слова, произнесенные малышом, вызывают особый трепет у родителей. С этой поры они начинают верить, что их чадо вот-вот начнет связно разговаривать. Однако происходит так далеко не всегда. Случается так, что даже когда ребенку почти 2 года, не разговаривает малыш, а выдает окружающим только несвязные звуки. При этом он может лишь мычать, показывая на нужный ему предмет пальцем. Когда же родителям начинать беспокоиться при возникшей ситуации и вести свое чадо на прием к специалисту? В каких ситуациях достаточно просто подождать - и ребенок начнет разговаривать сам?
Этапы развития речи
От того, насколько ребенок способен оперировать понятиями своего родного языка, можно судить об уровне его развития, а также об успеваемости в будущем. Именно поэтому речь малыша стоит развивать с самого рождения, следя за правильностью произношения (в соответствии с возрастом) и своевременным расширением словарного запаса. При этом родителям не стоит терять зря времени, действуя вслепую. Прежде всего им нужно понять, каковы этапы развития речи малыша.
Первый из них проходит от самого рождения до года жизни. Данный этап называется довербальным. До трехмесячного возраста малыш только воспринимает речь близких ему людей. Однако уже и в этот период у него существует потребность общения. Чем чаще родители будут разговаривать со своим чадом, тем больше у него появится предпосылок перехода к следующему этапу развития речи. При этом произноситься слова должны нежно и ласково, четко и с улыбкой на лице. Это важно для становления будущей дикции ребенка.
К полугодовалому возрасту малыш начинает осваивать искусство диалога. Вначале он произносит слоги, понятные только ему. Ими маленький человечек обозначает те предметы, которые нужны для игры. По-своему называет малыш и близких ему людей, а несколько позже и некоторые действия. Родителям важно не переходить на язык своего чада, называя предметы правильно.
От года до трех лет длится следующий этап развития, когда начинает возникать речь. Малыш учится составлять из слогов слова и понимать их значение. Теперь ему не обязательно видеть тот предмет, который он решил попросить. Он уже сам может назвать нужную ему вещь. На данном этапе ребенок способен ответить на вопрос взрослого человека, так как ему понятен смысл уже целого предложения.
В возрасте от 3 до 7 лет малышу предстоит пройти этап, который характеризуется развитием речевого общения. В этот период родной язык ребенок осваивает самостоятельно во время игр и познания нового. Взрослым стоит помнить о том, что на данном этапе от них требуется правильно оперировать словами и стараться отвечать на возникающие у малыша вопросы. При этом разъяснения должны быть не однозначными, а красноречивыми, со множеством примеров. Если родители способствовали правильному развитию своего ребенка, то в будущем он отблагодарит их хорошей успеваемостью по всем школьным предметам.
Проведение своевременной диагностики
На каждом из этапов развития речи родители должны внимательно следить за поведением малыша. Проведение своевременной диагностики явится первым шагом на пути к выздоровлению их чада. Что должно насторожить мам и пап? Они должны забить тревогу в том случае, если:
- новорожденный не проявляет никакой реакции при громких звуках и не поворачивает голову на голос матери;
- малыш не начинает гулить в период от 2 до 4 месяцев и не высказывает активную реакцию на появление около него близких людей;
- у ребенка наблюдается малая активность речи или полное отсутствие лепета в возрасте от девяти месяцев до одного года;
- малыш не произносит в 12 месяцев самые простые слоги и не выполняет элементарные устные просьбы (к примеру, показать животное на картинке);
- маленький человечек в 1,5 года не говорит простые слова («мама», «баба» и т. д.), а также не проявляет никакой реакции при произношении взрослыми его имени;
- ребенок 2 лет не разговаривает или плохо произносит слова при невнятной и односложной речи;
- малыш старше трех лет не способен составить самое простое предложение, знает менее тридцати слов и нередко путает их окончания.
Любой из вышеперечисленных признаков является поводом для обращения к специалисту. Это даст возможность исключения патологии или ее своевременного лечения.
Неврологические проблемы
Бывает, что ребенок 2 года не разговаривает, мычит и только показывает пальцем на нужный ему предмет. Такая ситуация может быть следствием неврологического заболевания. Отмахиваться от проблемы, ожидая, что все образуется само собой, не стоит. Чем раньше родители приведут свое чадо к специалисту и начнут лечение патологии, тем лучше это будет для малыша.
Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины могут крыться в:
- поражении или недоразвитии мозга, а также ЦНС как в период внутриутробного развития, так и во время и после родов;
- длительном токсикозе или угрозе выкидыша в период беременности;
- хронических заболеваниях и вредных привычках матери;
- затяжных или стремительных родах ;
- приеме противопоказанных во время беременности лекарств;
- гипоксии плода;
- переношенности или недоношенности;
- несовместимости крови матери и плода;
- родовых травмах;
- черепно-мозговых травмах и инфекционных заболеваниях малыша;
- приеме антибиотиков, способных повлиять на развитие маленького человечка.
Физиологические проблемы
Речь у детей развивается постепенно. Начинается все с артикуляции, укрепления мышц. Это подготавливает речевой аппарат. Только после его укрепления малыш пытается общаться с близкими ему людьми, используя простые звуки, и учится понимать произнесенные слова. От года до полутора активный словарь ребенка постоянно расширяется. Для второго года жизни характерен своеобразный «лингвистический прорыв». В этот период то количество слов, которые произносит маленький человечек, увеличивается с каждым днем.
Если ребенок не разговаривает в 2 года, причины такого состояния нередко кроются в физиологии его развития. Это могут быть:
- Проблемы со слухом. Такая патология приводит к задержке в интеллектуальном развитии и, конечно же, речи. Ребенок, у которого наблюдается глухоухость или полностью отсутствует слух, не способен нормально разговаривать. Данные проблемы могут быть либо врожденными, либо приобретенными. При этом они и явятся причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Но если в 3 года малыш не произносит слов, несмотря на то что до этого времени его речь соответствовала существующим нормам, то родителям нужно сводить свое чадо на консультацию к отоларингологу.
- Нарушение артикуляции и недоразвитие речевого аппарата. Это может быть еще одной причиной того, что ребенок 2 лет не разговаривает. Слабо развитые челюстные и лицевые мышцы приводят к трудностям локализации звуков. Такая патология возникает в случае раннего отлучения от груди или при короткой уздечке под языком. О нарушении артикуляции свидетельствует сильное слюнотечение, постоянно приоткрытый рот и рвотный рефлекс, который вызывает твердая пища. Данная патология также приводит к тому, что ребенок 2 лет не разговаривает.
- Генетическая предрасположенность. Почему ребенок не разговаривает в 2 года, не имея при этом никаких физических отклонений? Возможно, в роду у малыша есть родственники, которые в свое время также не спешили произносить слова. Причина этого кроется в незрелости нервной системы, что замедляет рост тех клеток, которые отвечают за речевую деятельность.
- Задержка в интеллектуальном развитии. На речи ребенка, без всякого сомнения, отражаются такие генетические патологии, как метаболические дефекты и синдром Дауна. Негативно влияют на освоение родного языка и различные вирусные заболевания, перенесенные в утробе матери.
Аутизм
Бывают случаи, что ребенок 2 лет не разговаривает в связи с нарушением развития головного мозга. Такая патология приводит к аутизму. Внешние ее проявления можно увидеть в нарушении социального общения, ограничении интереса и повторяющихся действиях.
Детский аутизм протекает устойчиво и стабильно. Его симптомы наблюдаются даже во взрослом состоянии. Но для того, чтобы убедиться в правильности диагноза, необходимо подтверждение таких признаков патологии, как:
- нарушение общения малыша с окружающими его людьми;
- низкое социальное взаимодействие ;
- стереотипность в поведении и узкий круг интересов.
С такой патологией долго ребенок не хочет разговаривать. 2 года - это возраст, в котором он способен лишь повторить услышанное прежде слово. Молчать такой ребенок может и в пять лет. При этом он будет категорически отказываться от общения и с истерикой протестовать против всякого нарушения его режима.
Социальные причины
Почему ребенок не разговаривает в 2 года, хотя у него нет никаких проблем со здоровьем? На это могут влиять определенные социальные причины, среди которых:
- Невостребованность речи. Некоторые родители жалуются на то, что их ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает. Причиной этому может быть либо педагогическая распущенность, либо гиперопека над малышом. Первый случай касается такой ситуации, когда ребенок предоставлен самому себе. При этом родители мало разговаривают с ним, не стимулируя речевую активность своего чада. На первый взгляд кажется, что такой малыш отстает в своем развитии. Ребенок 2 года 2 месяца не разговаривает и у чересчур заботливых родителей. Чрезмерная опека взрослых приводит к тому, что у малыша отсутствует надобность в озвучивании своих желаний. Ему достаточно указать на нужный предмет пальцем.
- Испуги и стрессы. Ребенку 2 года 4 месяца? Не разговаривает, если находится в неблагоприятной обстановке. В этом возрасте у малыша появляются сильные эмоциональные переживания, если родители часто ссорятся, срываясь при этом на маленьком человечке. Стрессы сопровождают детей при смене семьей места жительства и при многих других факторах, снижающих психологический комфорт.
- Билингвизм. Многие родители беспокоятся, что их чадо молчит, несмотря на то что ребенку 2 года 5 месяцев. Не разговаривает такой малыш в тех случаях, когда в семье для общения используются два языка. Все сказанное он воспринимает с трудом. Ему сложно отделить один язык от другого и понять нужные значения слов.
- Синдром госпитализации. Иногда у детей развиваются случаи физической и умственной отсталости, когда их отлучают от матери по причине длительного нахождения в больничном стационаре. В таких случаях у малышей начинает формироваться отстраненность от окружающего мира. Маленький ребенок, находясь в больнице, не может говорить элементарных слов даже в возрасте полутора лет. Такой же синдром наблюдается и у тех деток, в жизни которых мать присутствует только формально.
- Негативное отношение к речи. Если ребенок обладает упрямым и независимым характером, то упорство и настойчивость родителей способны привести к отрицательному результату. Постоянные просьбы взрослых произнести то или иное слово становятся причиной того, что их чадо замыкается в себе и отказывается разговаривать.
Что предпринять?
Многие мамы и папы начинают бить тревогу, когда их малыш, несмотря на то что исполнилось ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать в таких ситуациях? В первую очередь необходимо исключить патологии слухового аппарата. Ведь случается так, что до двухлетнего возраста родители и не предполагают о том, что у малыша есть проблемы. Необходимо также обратиться к специалисту для выявления неврологических заболеваний.
Если физически малыш здоров, но при этом ребенку 2 года, не разговаривает. Что делать? В этом случае можно просто подождать. Многие неврологи и логопеды отмечают все возрастающую тенденцию того, что в целом детки начинают говорить несколько позже, чем даже 10-15 лет назад. Именно поэтому специалисты советуют не бить тревогу даже тогда, когда ребенок 2,5 года не разговаривает. Они рекомендуют просто подождать, пока он вырастет до 3 лет. Только после этого врачи начинают заниматься с малышом.
Как должны вести себя родители
Разумеется, если ребенок 2,5 года не разговаривает, подождать можно. Однако многие родители предпочитают, чтобы их малыш разговаривал так же, как и соседский. А для этого понадобится создание благоприятных условий.
Ребенок начнет озвучивать все происходящее вокруг в том случае, когда для этого будут существовать определенные бытовые условия, а именно:
- выключенные радио, телевизор и компьютер;
- внимание родителей.
Однако взрослые не должны предугадывать желания своего чада и выполнять его указания по одному только взгляду. Нужно создавать такие ситуации, когда малыш вынужден попросить о чем-либо, а взрослые делают вид, что не понимают его намеков и мычаний.
Развитие мелкой моторики
Еще Павловым было отмечено использование мышечных ощущений, ведущих от речевого органа к коре головного мозга. Так происходит и у ребенка, который начинает говорить, подражая мимике матери. После семимесячного возраста эта способность у малышей начинает ослабевать. Именно поэтому в дальнейшем необходимо пользоваться другими методами. Специалистами было подмечено, что с речевым развитием совпадает развитие движений пальцев на руках. Именно поэтому их моторику необходимо развивать для скорейшего освоения родного языка.
Работа по тренировке детских пальчиков должна начаться уже с семи месяцев. Для этого малышу надо давать катать шарики из пластилина или использовать в качестве игрушки крупные бусы из дерева. В полтора года задания должны быть усложнены. Малыша нужно занимать застегиванием пуговиц или завязыванием узелков.
Если ребенок не разговаривает в два года, то ему нужно не просто читать стихи или петь песни, а научить помогать взрослому. Малыш должен вставлять нужные по смыслу слова.
Большое значение для детей имеет их общение со сверстниками. Неудивительно то, что именно в садике малыши начинают разговаривать намного быстрее. Они берут пример с других детей.
У многих малышей стремление что-либо рассказать появляется после того, как они увидят что-либо новое, удивившее их. Это должны учесть родители в процессе воспитания. Для новых познаний важно ходить с детьми в цирк и посещать игровые комнаты, а также ездить в деревню, где показывать им домашних животных. В таком случае малыш будет стремиться поведать всему миру о своих ярких впечатлениях.
Желание родителей научить ребенка говорить вполне оправдано.
Также не стоит забывать, что процессы развития речи и интеллекта тесно взаимосвязаны .
Умения выражать свои мысли, чувства и потребности словами значительно упрощает процесс взаимодействия малыша с окружающими.
С самого рождения кроха использует для общения с окружающими крик. Так он сообщает о своих потребностях и тревогах.
Давайте попробуем проследить как формируется навык развития речи у малышей. подробно изложены в материале по нашей ссылке.
В возрасте 3-4 месяцев это гуление, когда кроха учится подражать различным звукам. На следующем этапе в 7-9 месяцев кроха более четко произносит эти звуки. Повтор повторяющихся звуков (ку-ку, гав-гав, ма-ма) происходит на третьем этапе, в возрасте 9-11 месяцев.
Ближе к году речевой навык стремительно развивается, ребенок гигантскими темпами осваивает язык. В 2 года малыши обычно говорят простыми предложениями, учатся сочетать предлоги, правильно сочетать слова.
В обучении говорению дети обычно сначала запоминают названия предметов (существительные) . Далее происходит освоение глаголов и обозначение самых простых действий (топ-топ, ам-ам), и только потом ребенок учится произносить свойства предметов (прилагательные).
Двухлетний кроха уже хорошо понимает смысл личных местоимений, может описать свои чувства (холодно, страшно, больно). К трехлетнему возрасту он уже может охарактеризовать себя, составить рассказ из трех-пяти предложений. Чтобы узнать, переходите по ссылке.
Опираясь на мнения специалистов, можно сказать, что развитие речи у ребенка происходит в среднем к 2 годам. Многие родители не желают затягивать этот процесс.
Как научить ребенка говорить в 2 года быстрее и эффективнее? Старайтесь не коверкать слова . В общении с крохой мы зачастую начинаем применять словоформы, несвойственные нашей речи.
Это сказывается на формировании речевых навыков у ребенка в дальнейшем. Будет сложно объяснить двухлетке что это машина, а не «бибика». Он может использовать привычные ему слова, но логопеды настоятельно рекомендуют родителям говорить правильно, чтобы потом не пришлось исправлять произношение.
Поощряйте интерес крохи. Если ваш ребенок без конца требует назвать или объяснить, что это за предмет, не ленитесь. Вся новая информация обязательно пригодится ему в дальнейшем. Слушая речь родителей, малыш соотносит в уме слова и предметы, а значит обогащает словарный запас.
Немаловажно развитие мелкой моторики рук. Центры головного мозга, отвечающие за развитие речи и координацию пальчиков, находятся очень близко. Поэтому занятия для развития мелкой моторики будут очень полезны. Это может быть лепка из пластилина, рисование мелками или красками, различные пальчиковые игры.
Неплохо, если это будут простые игры с макаронами или крупой, составление мозаики. Такие веселые занятия заинтересуют любого кроху. Главное, выбрать те виды деятельности, которые ему наиболее интересны.
Роль общения
Вовлекайте ребенка в диалог. Задавайте вопросы. Это поможет ему в обучении складывать предложения, связно говорить.
Читайте вместе с ребенком. Необязательно для этого использовать книги со всевозможными сказками. Достаточно просто картинок и ваших рассказов в несколько предложений.
Детям очень нравятся короткие стишки, которые сопровождают яркие иллюстрации. Помимо развития фантазии, это отличный способ освоения новой лексики, запоминания уже знакомых слов.
Занятия артикуляцией. Для двухлетнего крохи будет занимательно вместе с родителями наблюдать за окружающим его миром. Приобщайте занятия по произношению к этим моментам. Как жужжит пчела? Как капает дождик? Как дует ветер? Показывайте ребенку, как вытянуть губы трубочкой, или высунуть язык, чтобы воспроизвести нужный звук.
Живое общение важнее любого развивающего мультфильма . Если в доме постоянно включен телевизор, это не способствует развитию речи. Общение с другими детьми и родителями гораздо важнее на данном этапе.
Ситуация успеха . В любой деятельности ваш ребенок должен чувствовать свой успех. Поощряйте его старания, это стимулирует к новым победам. Также это помогает в установлении эмоционального контакта.
Причиной нарушений речи могут быть и серьезные заболевания, к примеру . Подробнее о ее симптомах читайте в материале по нашей ссылке.
Пополняем словарный запас
Рассказывайте обо всем, что окружает кроху . Тот факт, что ребенок не показывает на предмет, вопрошая у родителей, как это называется, еще не значит, что он не желает о нем узнать. Помогайте крохе в изучении окружающего мира.
Не забывайте глаголы . Ребенку важно понимать не только описания предметов, которые его окружают, но и действия, которые он видит или воспроизводит сам. Недостаточно сказать: «Киса». Добавляйте глаголы в речь, избегая сложных предложений: «Киса побежала», «Машинка гудит».
Чем больше вы будете говорить о свойствах предметов, тем богаче будет лексический запас малыша. Давайте характеристики предметам, начиная с самых простых: «Киса белая, мягкая, пушистая».
Делайте простые зарядки для язычка . Предложите повторить за собой простые слоги. Это доступное занятие можно проводить где угодно, и занимает это всего 5-7 минут. Как правило, малыши охотно включаются в процесс занятия.
Общение с другими детьми . Замечено, что ребенок, который пошел в детский сад или просто в группу развития, вскоре начинает говорить. Дети очень любят повторять все друг за другом, и в общих играх они гораздо быстрее осваивают навыки коммуникации. Если в детский сад идти еще рано по возрасту, всегда есть возможность найти друзей на детской площадке.
Занятия сенсорикой направлены на развитие органов чувств. Они помогают ребенку в полной мере воспринимать окружающий мир. Стоит отметить, что это одна из основ интеллектуального развития.
Также сенсорика развивает память, а значит, способствует развитию речи, способствует успешному обучению в дальнейшем. Для этого необязательно посещать развивающие клубы. Можно подобрать подходящие для каждого возраста занятия, и заниматься в домашних условиях.