Как будет выглядеть школа. Какой должна быть школа будущего? Школа начинается со здания
Школа определяет наше будущее. Какой спустя годы она будет? В одной публикации мы собрали мнения экспертов, педагогов и футуристов
Немного статистики
В 2017 году в России за школьные парты сядут 15,5 миллионов школьников , что на 1 миллион человек больше, чем в 2016 году. Какую школу им предстоит заканчивать?
На форсайт-сессии конгресса , который прошел в МГУ им. Ломоносова минувшей зимой, ведущие эксперты из МГУ, МГПУ, МФТИ, Московского, Томского политехнических университетов напрямую общались с крупнейшими работодателями. «Роскосмос», «Русгидро», «Росэлектроника», «РЖД», «Газпром» обсудили какой должна быть школа будущего.
Каждой из этих компаний нужен свой «набор» знаний и навыков. А те, в свою очередь, меняются каждые несколько лет. Так как же получить суперспециалиста будущего? Универсального рецепта пока нет ни у кого, но эксперты готовы делиться идеями.
Организация учебного пространства
Александр ДемахинДраматург и режиссер Александр Демахин, победитель конкурса «Учитель года России – 2012» в своем эссе на сайте “Дискурс” размышляет о школе будущего в первую очередь через призму организации учебного пространства. “Почему парты в рядах, а, например, не большой-пребольшой круглый стол, или не перекатывающиеся в любое место маленькие столики разных форм, или не абсолютно пустая комната вообще без мебели?.., — задается вопросом Александр Демахин. — Почему помещение класса, а не беседка на открытом воздухе, не автобус, колесящий по окрестностям, или не лодка, плывущая по реке?”.. (Кстати, такие школы на лодках существуют в Бангладеш – стране, где сильные наводнения делают бессмысленным строительство школьных зданий: лодка-школа приплывает за детьми в деревню, забирает их, а после уроков привозит обратно).
Как пишет портал NewToNew , бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught . В одной из публикаций он попытался заглянуть в 2024 год и понять, какой станет школа будущего.
Терри Хик (facebook)В том, что касается организации учебного процесса, мысли Хика близки к идеям Демахина. В 2024 году классы, не использующие новинки технологии, будут считаться непригодными для учёбы и начнут исчезать, пишет Хик . Классные комнаты как таковые перестанут существовать. Ряды парт и строгие учебные планы, роль учителя как лидера класса, по мнению Хика, никогда не были оптимальным решением, но устраивали общество, потому что мы к этому привыкли. К 2024 году всё изменится.
Организация пространства важна, потому что задает организацию мышления и действий в социуме. По наблюдениям Марка Сартана , руководителя проекта «Умная школа», классическое школьное здание узнаваемо и представляет собой модель фабрики: одинаковые ряды окон по фасаду и отсеки-кабинеты внутри, соединенные коридором. Изменение процесса производства стало приводить к изменениям в организации школьного пространства. В 1970-х годов в Европе появляется первая «школа-город» с разнообразным зонированием внутри здания, классами свободной планировки, несколькими входами и т.д.
Понятно, что изменение пространства влечет за собой и изменение содержания образования. Терри Хик уверен — скоро каждый класс будет присутствовать на каких-либо социальных платформах,. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников — будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.
Плавучая школа в Бангладеш
Организация учебной информации
Участники форсайт-сессии конгресса «Инновационная практика: наука плюс бизнес» отметили, что для того, чтобы «не убивать» в молодом человеке творческий потенциал шаблонными схемами, во всем мире вводится тотальное проектное обучение. В Голландии студенту дается задача — разработать прототип двигателя, и он выбирает для себя необходимые дисциплины: физику, математику, материаловедение… По такому же пути пошли финны, и Россия делает первые шаги.
Александр Демахин говорит, что новые метапредметные стандарты предлагают обращать внимание не только и не столько на предметное содержание урока, сколько на те познавательные (умение работать с информацией), регулятивные (умение организовывать свою деятельность), коммуникативные (умение взаимодействовать) и личностные (умение осознанно развивать себя) результаты, которых можно достичь на уроке. “Уже на стадии планирования педагог может мыслить курс биологии в 6-м классе не как изучение пестиков и тычинок, а как курс развития определенных коммуникативных навыков посредством тех же самых пестиков и тычинок. Причем учителю предоставляется полная свобода в том, какие именно метапредметные задачи ставить на своем занятии – главное, чтобы они были”.
Электрический мотоцикл, космический спутник, беспилотники и нейроинтерфейсы, — чтобы студенты смогли «взорвать» рынок, начинать проектную работу нужно еще в школе бить «по всем фронтам». Детские технопарки, научные лагеря, кружки робототехники и программирования, — вот точки роста юных инноваторов, — приводит мнения участников форсайт-сессии информационный партнер конгресса — “Российская газета”.
Организация учебного времени
Сегодня на уроке дают некоторое количество новой информации, а в качестве домашнего задания ученик получает практическую проработку этих знаний в тех или иных заданиях. Но одновременно все большую популярность набирает концепция «перевернутого класса» – информацию ученики добывают сами дома, а на уроке в самых разных формах практически применяют эти знания, пишет Александр Демахин.
Звонки через 45 минут (та же фабрика) – и класс отрывается от занятия, в какой бы стадии оно сейчас ни находилось, и бежит по коридору дальше: но проектные и исследовательские задачи, психологические тренинги, занятия искусством или спортом были бы более эффективны при иной организации времени.
Все тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.
“Мы много работаем с детьми и видим, что если в начальной школе ребята еще хотят придумывать нестандартные решения поставленной задачи, то к четвертому классу большинство уже делает только то и только так, как ему сказали, и не выходит за рамки данных учителем установок. К вузу ситуация только усугубляется, — говорит директор Корпоративного университета «РусГидро» Елена Аксенова.
Педагог будущего
Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера, считает Демахин. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.
Педагог из Финляндии, страны, качество среднего образования в которой признано одним из лучших в мире, а конкурс на место школьного учителя составляет более 10 человек на место, сформулировала это так: “Я эксперт интерпретации, абсолютно свободный внутри классной комнаты». Понятно, что, если мы говорим о том, что школа может и должна предлагать ученику те позитивные модели социального взаимодействия, которые он потом будет реализовывать в жизни, то учителю невозможно ограничиться только ролями источника информации и контролера: ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником”.
Искусственный разум уже сегодня достиг той точки развития, которая позволяет говорить о перспективах его использования в процессе обучения. Искусственный интеллект станет основой педагогики, уверен Терри Хик. Это будет инструмент, который школьник станет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры.
Смешанные классы
В качестве одной из перспективных идей рассматривается совместное обучение детей разных возрастов в одних группах. Эта идея совсем не нова — еще в XIX веке практиковалось обучение старшими детьми младших. Но, например, премию мирового форума WISE, «Нобелевскую премию в образовании», не так давно получила Вики Кольбер, которая разработала систему одновременного обучения детей разного возраста и с разным опытом, активно применяющуюся сейчас в странах Латинской Америки. Одно из ее ключевых положений — отход от фронтального образования. Классы, объединяющие детей разного возраста и уровня, работают по-новому: дети садятся в круг вместе с учителем, происходит постоянный обмен информацией, коллективная работа сменяется индивидуальной, а игровой элемент становится важным элементом обучающего процесса.
Выпускники
По мнению Терри Хика, электронные портфолио станут актуальным образцом работы. Работа ученика должна отражать его потенциал и предпочтения. Тщательно отобранные самим учеником с помощью учителя и искусственного интеллекта электронные свидетельства работы будут загружены в облако на всеобщее обозрение. С одной стороны, это повысит ответственность школы за результаты ее учеников, а с другой сами ученики будут вкладывать больше сил в повышение собственной результативности.
Давно хотела рассказать об инженерном корпусе школы № 548 и нашла подробный материал The Village . Им и делюсь.
Современное здание из стекла и бетона находится в Совхозе имени Ленина в двух километрах от МКАД. Оно строилось с нуля, поэтому проект школы не типовой, а разработан в результате совместной работы учителей, администрации, архитекторов и инвестора. Они взяли за основу опыт скандинавских и европейских школ, заново продумали формат работы в классах и поставили четкую цель: дать детям практические навыки работы вместо классических знаний по физике и химии.
Расположение инженерного корпуса школы № 548 на Каширском шоссе за МКАД на самом деле логично: другие ее филиалы также находятся недалеко от Каширки — в районах Орехово-Борисово и Зябликово. Новое здание построили по индивидуальному проекту и на деньги Совхоза. Классы оснащены современным оборудованием, пространства для обучения и отдыха тщательно продуманы, ремонт сделан качественно. При этом школа государственная, а обучение в ней — бесплатное.
Концептуально здание разделили на два крыла (отдельно для младших и старших классов) и центральную часть. В каждом крыле есть учебные классы, атриумы и спортивные залы, в центральной части находятся столовая, библиотека и актовый зал. У младших детей много пространства для подвижных игр: мягкий вулкан, труба-горка со второго этажа на первый. У старших акцент сделан на совместной и индивидуальной работе. Еще у них есть свой бар, и на днях объявили конкурс на вакансию бармена: победитель должен уметь делать крутые коктейли и варить вкусный кофе.
Школа прозрачная: она просматривается от края до края — от пола до стеклянного потолка. Много смежных окон, позволяющих видеть из одного помещения то, что происходит в другом. Это дает ощущение общности, единого большого дома, в котором все друг друга знают. Совхоз имени Ленина — небольшое поселение, в котором школа стала его центром. Учителя, дети, их родители — вместе работают, учатся, ходят друг в другу в гости, а в школьном конференц-зале проходят поселковые собрания. Наверное, благодаря такой близости учительскую рискнули сделать тоже прозрачной. Там есть и переговорный модуль, и рабочие места, и даже свое кафе.
Все классные комнаты также находятся за стеклянными перегородками. Их сделали открытыми для того, чтобы занятия можно было выводить за пределы класса. Например, когда дети делятся на рабочие группы, часть из них может выйти поработать в коридор или атриум, при этом учитель будет видеть всех учеников.
Учиться можно везде: на лестницах амфитеатра перед школой, на акустических диванах в коридоре, за высокими столами в столовой, с видом на школьный двор, на широких подоконниках рекреаций. Мебель можно и нужно переставлять, выделять зоны перегородками, переносить экраны и подушки — в общем, трансформировать пространство и делать его более пригодным для занятий. В коридорах, как и в самих классах, есть много рабочих зон разных форматов. В холле перед входом в актовый зал стоят трибуны, которые можно использовать для игровых занятий. В классах, помимо мобильных парт и стульев, есть пуфы и диваны-трибуны. В некоторых аудиториях вместо классического учительского стула стоит кресло-качалка.
Чтобы школу приходилось ремонтировать как можно реже, для ее отделки выбрали износостойкие материалы: стекло, дерево и кирпич. Везде установлены особо прочные стекла, которые практически невозможно разбить. Кирпич, использованный во внутренней отделке, сложно деформировать или испортить. На стенах ― один из самых крепких материалов, HPL-панели (High Pressure Laminate). На лестницах между этажами ― резиновые покрытия для защиты от ушибов при падении. Коммуникации под потолком в коридорах и рекреациях открыты, чтобы дети могли видеть, как устроены инженерные системы, как дышит и функционирует школа.
Лена Аралова, директор ООО «Мартела»:
Это инженерный корпус известной московской школы № 548. Поэтому, помимо обычных классов и спортивной инфраструктуры, особый акцент был сделан на мастерских: робототехника, металообработка, столярная мастерская, покрасочный цех, архитектурная и художественная мастерские, телестудия и студия звукозаписи, естественно-научная лаборатория.
Все эти помещения — не игровые тренировочные площадки, имитирующие взрослую деятельность, а полноценные, профессионально укомплектованные цеха. При строительстве химической лаборатории мы консультировались с технологами одной из крупнейших в мире фармацевтических компаний Novo Nordisk. Ездили к ним на производство, изучали, как построена лаборатория, как выглядит технологическая последовательность основных операций. Нам было важно увидеть, как работает современная химическая отрасль, и понять, к чему мы должны подготовить школьников, какие возможности им дать.
Аналогичный подход во всем. 12-метровый скалодром с семью сложными трассами, который нужен для гимнастических занятий, прошел экспертизу специалистов Федерации скалолазания. Телестудию проектировал и строил тот же подрядчик, что площадки Мосфильма или студии имени Горького. В ней можно писать профессиональные видео для конкурсов или олимпиад. Привлечение профильных экспертов по каждому направлению позволило нам найти не только лучшую технологию, но оптимальные бюджетные решения.
Павел Грудинин, директор Совхоза имени Ленина:
С директором школы мы знакомы очень давно: мои дети, которым уже по тридцать, учились в 548-й, а я входил в совет школы. По генеральному плану развития нашего сельского поселения надо было строить школу, и мы решили с Ефимом Лазаревичем, что будем делать это совместно. Учителя принимали участие в работе над концепцией с самого начала: мы вместе ездили смотреть лучшие школы России, Финляндии, Англии и Дании.
В Финляндии, например, очень много внимания уделяется тому, чтобы ребенок учился жизни: не физике, химии, а именно тому, что он может сделать руками. И мы решили, что у нас будет лабораторный корпус, швейные и столярные мастерские. В кулинарном классе оборудованы полноценные кухни, чтобы в учебном процессе можно было научиться сервировать стол, готовить. Нам важно, чтобы ребенок вышел из школы с базовыми ремесленными навыками.
Надежда Гарниш, заместитель директора центра образования «Царицыно» № 548:
Инженерное направление сейчас востребовано среди детей и родителей. Раньше наши инженерные классы располагались частично в корпусах на улице Маршала Захарова и на Домодедовской. В этом здании они будут объединены. Те дети, родители которых однозначно отказались от обучения в новом корпусе, остались в прежних школах и перешли в классы других профильных направлений. Но таких было очень мало.
Помимо инженерного профиля, в школе будет архитектурное направление. Дети начинают с того, что работают с белой бумагой, карандашом, линейкой, ластиком, а заканчивают технодизайном для роботов, которых создают на занятиях по робототехнике. На школьных компьютерах можно работать в 3D Max, SolidWorks и AutoCAD — все на уровне учебных проектов. Педагоги ― выпускники МАрхИ, действующие архитекторы.
В этом году 5-й инженерный класс мы набираем на конкурсной основе. В 1-й класс отбирались дети, живущие в Совхозе, — они все практически были с московской пропиской. Те, кто прописаны в Совхозе и хотят учиться у нас, должны зарегистрироваться в Москве.
UPD. Фото родителей детей:
P.S. Если у вас есть фотографии школ в разных странах, интересных мест, было бы интересно сравнить. Делитесь.
Сочинять прогнозы – дело неблагодарное. Вспомнить только фильм «Назад в будущее». Если верить сюжету, у всех подростков уже должны быть самошнурующиеся кроссовки и летающие скейтборды. А ни того, ни другого пока не видно. Но всё же давайте немного пофантазируем и представим, как будет выглядеть школа будущего.
Процесс обучения
Информатизацией уже никого не удивишь. Электронные дневники, позволяющие проверить оценки ребёнка через интернет. Система «Посещение и питание», благодаря которой родители получают push-уведомления на телефон сразу после того, как ребёнок вошёл в школу или вышел из неё. Про электронные учебники-планшеты и интерактивные доски даже и говорить не стоит.Сфера IT развивается колоссальными темпами и не собирается останавливаться. Скоро все дети смогут получать всю необходимую информацию на онлайн-уроках и сдавать экзамены в лучшие университеты и колледжи, не выходя из дома.
Если вся информация находится в свободном доступе, неизбежно встаёт вопрос – как изменится роль учителя? Многие до сих пор воспринимают учителя как «ментора» и практически единственного носителя информации. Но в будущем преподаватель станет скорее своеобразным «проводником» в мир информации.
Изменится и роль школьного образования, и само значение термина «образованный человек». Сегодня образованным называют человека, обладающего большим количеством информации (того, кто помнит законы Ома, сюжет трагедий Софокла и «Евгения Онегина» наизусть). В будущем в таком количестве знаний просто не будет смысла, а образованными людьми будут называться те, кто знает, где информацию найти, как её проверить и как с ней обращаться.
Среда и архитектура
Всё больше архитекторов, урбанистов и, конечно, футурологов говорят о так называемой «умной среде». Что это значит?Нет никаких предпосылок к тому, чтобы здания становились больше и просторнее. Скорее наоборот – они будут сужаться, но при этом становиться функциональнее. И офисы, и дома, и образовательные учреждения получат возможность «считывать» поведение человека, подстраиваться под его нужды и даже контролировать его работоспособность.
Представьте себе школьную парту, которая подсчитывает, сколько времени ребёнок провёл за учёбой, а сколько – в разговорах с одноклассниками?
Питание
Уже сейчас питание в школах заметно меняется (это – общемировой тренд). Детей стараются меньше кормить тяжёлой, калорийной пищей и всё больше – полезными, по мнению современных диетологов, продуктами.Оно и понятно – дети, также как и всё остальное человечество, всё меньше двигаются и всё больше едят. Надо же что-то с этим делать?
В московских школах с этого года тоже принялись за изменения школьного рациона. Убрали манную кашу, заменив её на менее калорийные крупы и творожные продукты. Сдобные булочки заменил полезный зерновой хлеб. Добавили больше блюд из яиц и мяса. И вкусно, и полезно.
В будущем процесс, скорее всего, будет развиваться по той же схеме. Просчитанный до мелочей ежедневный рацион, а может быть, и вовсе замена привычной нам еды на вещества, уже содержащие все необходимые микроэлементы.
Уже изобретён так называемый «Сойлент» – напиток, употребляя который, можно жить вовсе без еды и чувствовать себя прекрасно (он уже содержит все необходимые для поддержания жизнедеятельности вещества). Выгоду от таких изобретений для госучреждений трудно переоценить. Конечно, немного грустно представлять себе будущее без сладкой булочки и чашки чая, но оптимизация расходов и времени, скорее всего, победит и здесь.
Кружки и секции
Раньше под дополнительным образованием подразумевали какое-то милое детское хобби, не имеющее почти никакого применения во взрослой жизни (мягкая игрушка, бисероплетение или выжигание по дереву). На сегодняшний день всё больше занятий подчинены развитию какого-то навыка, который пригодится в дальнейшем. Иностранные языки, робототехника и даже изучение нанотехнологий – всё это входит в программу дополнительного образования в Москве.Всё больше детей переключаются на проектную деятельность. Это связано с тем, что профессиональная жизнь большинства людей меняется – если раньше школы готовили исполнительных рабочих, то сейчас более востребованы креативные умы и управленцы, способные на неформатные решения и многозадачность.
Уже сейчас дети параллельно с учёбой развивают индивидуальные проекты. Например, ученики московского лицея №1502 в этом году разработали «умный материал», который в будущем будет незаменим в лицевой хирургии. А ещё одна столичная школьница Дарья Екимова изобрела дешифратор языка глухонемых.
Так что тот день, когда дети будут заниматься научной и творческой деятельностью наравне со взрослыми, вовсе не так далёк, как кажется.
Хороша ли такая нагрузка для эмоционального состояния ребёнка? Вопрос спорный. Но с чем действительно можно согласиться – жизнь взрослых людей точно так же становится всё более трудоёмкой, и в будущем от человека потребуется ещё больше интеллектуальных усилий для поддержания профессиональной деятельности.
Сегодня сюжеты фантастических фильмов прошлых лет уже не кажутся такими уж не реальными. Каждый день технологии все больше развиваются и применяются повсеместно. Мы уже не можем представить себе жизнь без современных научных достижений. В будущем, я думаю, прогресс не будет стоять на месте, и школа не исключение.
Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о том, какой будет школа, когда человек откроет для себя неведомые сегодня секреты науки.
Школа будущего - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные, физические, психологические, физиологические особенности школьников, по-новому организовано обучение на различных ступенях обучения.
Однако, мне бы не хотелось, чтобы школа изменилась полностью. Высокий уровень автоматизации, не должен повлиять на любовь человека к искусству, поэтому рисованию, музыке, ручному труду по прежнему будет уделяться внимание. Я думаю, что так же как и сегодня, классы будут украшены цветами и портретами выдающихся людей. На переменах, ученики не перестанут общаться друг с другом, переключившись на планшеты и айфоны. А самое главное, без чего невозможно представить себе школу будущего - это, конечно, учителя.
Новые учителя, это учителя открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому.
Никакой, даже самый прогрессивный компьютер, не заменит творческого, умного, профессионального коллектива учителей. Никакой андроид не даст ученикам живого общения и понимания, участливого внимания к жизни детского коллектива. В такой школе, мне кажется, захочется учиться любому, поэтому каждый ученик будет успевающим и ответственным в учебе.
Оценочная система в школе будущего отменится. Учеников станут побуждать не к простому заучиванию материала, а к достижениям. Задания школьникам будут даваться научно-исследовательские и творческие. Ученикам за успешную учебу в школе будут платить неплохие стипендии. Критерии успешной учебы довольно сложны, в основном они зависят от количества изобретений, внедренных рационализаторских предложений, изданных книг, установленных рекордов в спорте и побед на турнирах.
И еще, в школе будущего можно будет с пятого класса выбрать себе направление обучения. Если тебе даются языки, литература, то идешь по гуманитарному направлению, разбираешься в математике и физике - по математическому и так далее. Это поможет школьникам узнать свои склонности и выбрать подходящую будущую профессию.
Думаю, оценок в школе будущего не будет. Потому что школьники будут не просто заучивать материал и решать одни и те же задачи, а выполнять научные и творческие задания, а потом на специальных конференциях делиться результатами с остальными. Учителя будут им помогать в этом, будет много индивидуальных занятий.
Ш кола будущего - это центр взаимодействия как с родителями, с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
XX век уничтожил традиционную семью, уничтожил целые сословия в нашей стране - дворянство, купечество, да и крестьянство. А ведь сохранить своё лицо, не копируя Запад, мы можем, только восстановив и собрав по крупицам наши русские традиции. Этим и должны заниматься и семья, и школа. Воспитание - непрерывный процесс, поэтому нельзя "свалить" воспитание своего ребенка только на школу. Семья обязательно должна принимать непосредственное участие в этом процессе. Уважаемые бабушки и дедушки, дорогие мамы и папы, давайте сегодня, сейчас начинать с азов, с фундамента. Давайте перед сном читать малышу традиционные русские сказки и предания. Русский школьник должен быть знаком с именами славянских и русских былинных и исторических героев, а не мечтать стать похожим на Бетмена или Человека-паука, должен знать мировоззрение своих кровных предков, должен постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными жаргонизмами. Только в содружестве «школа-родители» мы сможем воспитать гражданина, патриота своей великой страны.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой - столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.
Что касается ученической мебели, то она станет более комфортная и функциональная. Удобная мебель появится и в коридорах школы, чтобы ученики могли отдохнуть и подготовиться к занятиям. Кроме спортивных залов, в каждой школе появятся бассейны и тренажерные залы. В школе будущего непременно должны быть мастерские и лаборатории, где ученики смогут применять на практике, получаемые на уроках знания и знакомиться с новыми научными разработками. Школьные экскурсии в будущем, благодаря сверхскоростному транспорту, смогут проходить в любом уголке земного шара.
Новая школа - это современная система оценки качества образования, которая должна обеспечивать нас достоверной информацией о том, как работают и отдельные образовательные учреждения, и система образования в целом.
Возвращаясь к образу школы будущего, хочу сказать, что не современное оборудование должно стать ее главным показателем. Оно должно быть лишь необходимым условием ее существования. Атмосфера молодости, любви, творчества, ценности знаний и культуры - вот та среда обитания, в которой бы хотелось находиться. Если обществу необходимы талантливые, умные, профессиональные молодые люди - вчерашние выпускники школ - значит, и школа должна стать современной. И это касается не только обеспечения школы необходимым оборудованием, но ее обеспечение талантливыми, умными, профессиональными специалистами. Ведь именно они развивают и школу и ребенка в школе.
Бывший учитель английского языка, ставший апологетом нового подхода к образованию, Терри Хик не раз высказывал необычные идеи. Он отрицает стандартные учебные планы и верит в победу цифрового обучения. Для продвижения своих идей и разработки новых программ он создал портал Te@chTaught .
Каждый класс должен присутствовать на каких-либо социальных платформах. Так к ним смогут получить доступ все желающие: люди, организации, предприниматели. Всё, что произведено в этом классе: проекты, сценарии, идеи учеников - будет замечено обществом. Страницы классов в соцсетях станут своего рода маркетинговым агентством для учеников.
2. Ученики перестанут быть анонимными
С помощью технологий ученик будет связан не только с учителем и родителями, но с группой учителей, наставников и помощников, которые покинули школы, чтобы стать учителями-лидерами (новое явление в образовании – учителя, которые не только учат школьников, но и распространяют инновации в других школах). Эти люди помогут ученику стать успешным.
Которая будет использоваться для быстрого доступа к учителям, наставникам и «друзьям» по всему миру.
4. Все тексты будут адаптированы
Тексты для учёбы должны подбираться с учётом уровня грамотности ученика, его предпочтений в чтении и даже возможностей его компьютера, чтобы оптимизировать чтение для получения максимальной пользы. Эти тексты будут комбинацией художественной и научной литературы, публицистики, сочинений, нестандартных текстов и т.д.
5. В каждой школе будет хороший интернет
В школах должно быть наилучшее интернет-соединение, которое могут предложить местные провайдеры.
6. Самостоятельное обучение, креативность, созидание, гуманитарность, эмоции и гражданская позиция не будут противоречить миссии школы
Наоборот, они должны рассматриваться, как человеческие качества, которые выходят за пределы учебного плана, чтобы подстегнуть изучение материала.
7. Поисковики умрут, исследования возродятся
Поисковики будут заменены гибридной системой из поиска, рекомендаций, коллективных ресурсов и «предсказыванием источника», который будет использовать персонализированный алгоритм, чтобы предсказать какие стратегии, источники, коллеги и так далее, помогут ученику в каждом конкретном случае. Это изменит саму идею исследований.
8. Учителями будут восхищаться
Учителя должны рассматриваться как ученики-мастера. Они будут организовывать изменяющийся физический и электронный учебный процесс, заточенный под каждого конкретного ученика. На контрасте с могущественными и умными, но «холодными» технологиями, учителя будут куда более важны для учебного процесса. И это облагородит профессию учителя в глазах общества.
9. Репутация школы будет значить меньше
Качество учёбы будет меньше зависеть от того, в какой именно школе учится человек, потому что технологии сделают учебные планы, ресурсы и даже других учителей и классы более доступными.
10. Искусственный интеллект (как Siri , только умнее) станет основой педагогики
Это пугает учителей, но всё не так страшно. Я имею в виду не пустую электронную болтовню, а инструмент, который студент будет использовать, чтобы создать свой собственный учебный план. Искусственный интеллект поможет ученикам выбрать книги, домашние задания, стратегии обучения, возможности карьеры и т.д. У каждого ученика должна быть собственная Siri.