Организация самостоятельной двигательной активности детей в доу. Тема: Методика руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении
Светлана Сафонова
Создание благоприятной окружающей обстановки - организация свободного места для игр и подбор игрушек - остаётся в подготовительной группе одним из путей повышения двигательной активности детей , помогает ей развернуться с наибольшей полнотой.
На 6-м году жизни у ребёнка возникает сравнительно более устойчивые интересы к самостоятельным формам познавательной и изобразительной деятельности . Дети увлечённо рисуют, лепят, конструируют, слушают сказки, рассказы, рассматривают и обсуждают картины. Значительное развитие получает ролевая игра. Всему этому необходимо найти место в режиме дня. Следовательно, чем старше дети, тем сложнее педагогу найти место в режиме дня и руководить самостоятельной деятельностью , регулировать разные виды деятельности чередуя физические нагрузки с отдыхом.
Повышение двигательной активности ребёнка в подготовительной группе достигается прежде всего поощрением индивидуальных игр с мячом, обручами и другими игрушками. Воспитатель поддерживает интерес малоподвижного ребёнка к тому или иному движению, упражняясь и играя вместе с ним как можно чаще. Если ребёнок в игре с педагогом получает удовлетворение от положительного результата своих действий, у него появляется желание повторять упражнения. Это помогает ребёнку поверить в свои силы и быть более активным!
Публикации по теме:
«Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в условиях ограниченного пространства» (физкультурные уголки, содержание.).
Физическое развитие детей в самостоятельной деятельности Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом министерства образования.
Первая младшая группа. Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений.
Окружающий мир ребенка – это удивительная, интересная, неопознанная страна детства, где все происходит впервые. В этом возрасте дети задают.
Консультация для воспитателей «Организация самостоятельной двигательной активности детей в ДОУ» "СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ.
Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку. Наступило долгожданное лето и теперь (если,.
Методическое руководство взаимодействием ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей Методическое руководство взаимодействием ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у дошкольников Здоровый образ жизни дошкольника.
Знания и умения, двигательные навыки, сформированные у ребенка в организованных формах двигательной деятельности, успешно переносятся в повседневную жизнь, в самостоятельную двигательную деятельность(СДД) в течение дня. Они целенаправленно организуются педагогом, который продумывает формы и виды деятельности и осуществляет ее корректировку. СДД активизирует мыслительные процессы, учит проявлять настойчивость, целеустремленность, самостоятельность и творчество. Педагог активизирует его двигательные умения и навыки, в зависимости от индивидуальных способностей предоставляя ему возможность принятия решений. Воспитатель может усложнять или упрощать задания, вызывая полезные психофизические усилия. Формированию у ребенка навыков самостоятельных двигательных действий способствуют различные мелкие и крупные физкультурные пособия, игрушки. На третьем году жизни подбираются игрушки, стимулирующие первоначальные самостоятельные действия - это каталки, коляски, автомобили, мячи, шары, которые используются для бросания, прокатывания в воротца, катания и скатывания с горки.Применяются крупные физкультурные пособия: горки, лесенки, ворота, скамейки, ящики и др., на которых ребенок упражняется в лазании, ползании, подлезании, перешагивании и т.д. Использование этих игрушек и пособий проводится под руководством педагога после предварительного разучивания действий с ними на занятиях. Объясняя способы действия, воспитатель приучает ребенка к усвоению пространственной терминологии, названий упражнений, исходных положений, что содействует развитию мышц ног, рук, тела, основных движений. Для ребенка четвертого года жизни воспитатель подбирает двигательные игрушки, мелкие пособия и игры: для упражнений в бросании и метании даются мячи разных размеров, мешочки, кольца, кольцебросы и мячебросы, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки, а также трех- и двухколесные велосипеды, машины с педальным управлением и т.д., способствующие ориентировке в пространстве, подводящие к усвоению правил безопасного передвижения по улице. В старших группах (для 5-6-летних детей) широко используют спортивные игры - городки, серсо, кольцеброс, ринго, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, мячеброс, щитобол и др. Эти игры способствуют подготовке к школе, занятиям спортом. Ребенок самостоятельно и творчески участвует в играх типа «школа мяча», организует игры-эстафеты и игры с элементами соревнования. Воспитатель наблюдает за ходом этих игр и корректирует их ход.В вечернее время можно применять игры, способствующие развитию точности и ловкости движений: «Бирюльки», «Палочки-недотроги», шашки, упражнения с оздоровительными шарами, ручными эспандерами. Важную роль в самостоятельной деятельности ребенка играют подвижные игры с правилами, с их помощью развивается инициатива, организаторские способности и творчество. Эти игры способствуют формированию детского коллектива и соблюдению принятых в них правил. I Самостоятельную двигательную деятельность ребенка воспитатель систематически и последовательно планирует и направляет.
Консультация для педагогов
«Двигательная деятельность дошкольников
в соответствии ФГОС ДО»
подготовила заместитель заведующего по ВОР
Кулак Светлана Александровна
Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Задача воспитателя - активизировать интерес к движению, научить управлять движениями, обогащать состав движений и содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.
Двигательная активность способствует:
Повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
Росту физической работоспособности;
Нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
Появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Двигательная деятельность является видом деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет формы организации двигательной активности (на слайде).
Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
Наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры),
Изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать длительность пауз в игре,
Выбирать место для проведения игр,
Изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
Определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.
Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
Чередование активной и пассивной деятельности;
Использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по двигательной деятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю двигательную деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
Традиционный комплекс утренней гимнастики
Утренняя гимнастика в игровой форме
С использованием полосы препятствий
С включением оздоровительных пробежек
С использованием простейших тренажеров.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:
Разминка в постели и самомассаж;
Гимнастика игрового характера;
С использованием тренажеров или спортивного комплекса;
Пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
При правильной организации и содержании подвижных игр у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.
Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь - при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.
С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы:
Рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть);
Включение разных способов организации детей (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный);
Лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
Создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
Вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и методы их проведения. К таким занятиям относятся:
Оздоровительный бег на воздухе;
Двигательная разминка во время перерыва между занятиями;
Индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;
Прогулки-походы в парк;
Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в организованной детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.
Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз - всё лучше и лучше.
Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:
Традиционное
Игровое
Сюжетное
По интересам
Тематическое
Комплексное
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.
Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования.
При правильной организации двигательной активности в семье и в детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение, положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.
Всем известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность (ДА). Особую и важную роль для укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического и психического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л.С. Выготскому, должна соответствовать «зоне актуального развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного ребенка в группе.
Существенным компонентом любого вида деятельности (игровой, театральной, конструктивной, учебной и др.) являются движения.
При изучении двигательной активности детей важным явились два аспекта:
Определение наиболее адекватной деятельности, способствующей полноценному удовлетворению потребностей ребенка в движении, его моторному развитию;
Поиск путей и средств рациональной организации двигательной активности детей в организованной и самостоятельной деятельности.
Двигательная активность дошкольника должна быть направлена и соответствовать его опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Придавая особую значимость роли двигательной активности в укреплении здоровья дошкольников необходимо определились приоритеты в режиме дня.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным занятиям (утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой и т.д.)
Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре - как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.
Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Создание благоприятных педагогических условий для физического воспитания детей только в рамках дошкольного учреждения не является достаточно эффективной мерой.
Ведь часть времени активного бодрствования дети проводят в семье, и на родителей ложится особая ответственность за организацию физкультурно-оздоровительной работы с ними.
Для формирования физкультурно-оздоровительного климата в семье необходимо начинать с семейных традиций, которые передаются младшему поколению в различных формах физического воспитания, а также созданию адекватной возрасту и индивидуальным особенностям ребенка предметно-развивающей среды в домашних условиях.
Для реализации этой проблемы необходимо использовать хорошо зарекомендовавшие себя формы традиционного формирования родителей о способах физкультурно-оздоровительной работы (собрания, дни открытых дверей, акции, наглядная агитация, открытые мероприятия) и нетрадиционные формы (индивидуальные беседы об организации предметно-развивающей среды в домашних условиях, организацией практикумов — с демонстрацией вариантов использования игрушек и спортивного инвентаря).
Основным компонентом предметно-развивающей среды, обеспечивающей физическое воспитание детей дома, являются физкультурно-оздоровительные комплексы «Домашний стадион», мячи, санки, велосипеды, лыжи, бадминтон.
Если в семье имеются в наличии эти основные (ключевые) предметы, необходимые для нормального физического воспитания детей в семье, то это частично поможет реализовать физическое развитие детей.
Однако, как показывает анализ полученных данных анкетирования, зачастую возможности этой предметной среды используются ограниченно.
Родителям необходимо успешнее организовать двигательную деятельность своих детей в соответствии с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Родители должны занимать позицию активного участника, своим примером показывать детям, что занятия физическими упражнениями необходимы для здоровья.
В домашних условиях родители выделяют круг основных предметов для самостоятельной двигательной активности ребенка дошкольника.
Развивающая среда дома:
- Предоставить в свободный доступ велосипед, санки, качели, подвесную сетку — мешок для метания мячей, простейшие тренажеры (мини-велотренажер, мини-степпер - «ступеньки»), мяч — прыгунок (хоп, гимник) и лыжи.
- Необходимо оборудовать место для самостоятельной двигательной активности детей, освободив участок комнаты и застелив его ковровым покрытием.
Воспитатель может порекомендовать родителям во время совместных или самостоятельных игр использовать музыкальное сопровождение: включать песенки их любимых мультфильмов. По окончании следует сменить характер музыкального сопровождения на спокойный и расслабляющий, чтобы ребенка было легче переключить на другой вид деятельности.
Роль физкультуры для здоровья, физического и психического развития ребёнка. Создание условий для самостоятельной двигательной активности и оздоровления ребёнка. Формирование привычки к здоровому образу жизни, суть модели двигательного режима дошкольника.
В каждой группе необходимо иметь спортивный инвентарь на каждого ребенка (мячи, скакалки, обручи, гантели, эспандеры и др.), что позволяет детям проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения, и достижения.
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно, является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарем, способствующим развитию игры. Для стимулирования ДА в группе, на веранде и участке необходимо создавать полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу-«мачту» и т.п.). В дверных проемах можно укрепить тренажер «Попади в кольцо», на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в «Классики». Желательно организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр.
Наряду с заводскими тренажерами можно использовать свое оборудо-вание из бросового и природного материала (разные массажеры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно позволяет обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.
Кроме того, в группах хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр.
Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают ее сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.
На карточках могут быть обозначены нормативы физической подготовки, которые ребенку необходимо выполнить, чтобы получить какое-либо поощрение, например значок. Для детей старшего дошкольного возраста можно предложить карточки-нормативы, включающие возрастные показатели контрольных упражнений в беге, прыжках, метании. Кроме того, согласно нормативу ребенку необходимо освоить умение играть в «классики» (два-три вида), прыгать на скакалке разными способами (четыре-восемь способов), поймать мяч ловушкой и др. Карточки-нормативы на каждого ребенка находятся в наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке. Итоги подводятся два раза в год (зимой и весной) и объявляются на спортивном празднике, все получают значки.
Желание одержать победу, достичь цели заставляет каждого ребенка проявлять инициативу, как можно лучше выполнять задание, совершенствовать мастерство, привлекать для контроля за своими достижениями воспитателя, товарищей. По мере овладения двигательными навыками каждый ребенок начинает получать удовольствие оттого, что качественно выполняет движения. Таким образом, уже само задание стимулирует деятельность ребенка, пробуждает желание пробовать свои силы в новых упражнениях.
Для повышения заинтересованности детей в улучшении результатов в беге, прыжках, метании и других видах деятельности имеет значение оформление «Доски чемпионов» с фотографиями воспитанников («Лучший бегун, прыгун и т.д.»), фотомонтаж (выполнение детьми различных упражнений), выпуск газеты типа «Папа, мама, я - спортивная семья», «Мой папа - мастер спорта», «Сильные, ловкие, смелые» и др. В группе рекомендуется собрать книги, журналы, проспекты, альбомы, открытки и другую наглядную информацию о спорте, а также пластинки, диски, кассеты по этой же теме.
Углублению знаний о физической культуре способствуют решение детьми кроссвордов, собирание разрезных картинок с изображением знакомого вида спорта, спортивного инвентаря. Большую роль играют также постановки спектаклей, кукольных театров, организация выставок детского творчества: рисунков, аппликаций, поделок на спортивную тему. Все перечисленные выше факторы формируют у детей знания о здоровом образе жизни и потребность в движениях.
Повышение самостоятельной ДА детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
Таким образом, создание благоприятной психологической обстановки, предметной и двигательной среды побуждает ребенка проявлять ДА, удовлетворять интерес к разнообразным видам движений и потребность в них.
чт, 11/30/2017 - 12:30 | admincgmiideia
МБДОУ «Детский сад №4 «Туллукчаан» с. Бяди» Усть - Алданского улуса Республика Саха (Якутия)
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Выполнила: Сыроватская
Сардана Николаевна
воспитатель
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1. Характеристика двигательного режима в дошкольном учреждении….…………………….…………………………………………..5
2. Теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста…..……………………………..9
3. Условияорганизации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте…..….……………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...………16
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….18
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...21
ВВЕДЕНИЕ
"Движение как таковое может по своему действию
заменить любое средство,
но все лечебные средства миране могут заменить действия движения".
Ж. Тиссо
На сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Согласно многим исследованиям большинство болезней взрослых, заложены в детском возрасте. А ведь именно в детском возрасте у ребенка формируются нервная и костно-мышечная системы, совершенствуется дыхательный аппарат, закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития. Одним из непременных условий этого является формирование самостоятельной двигательной деятельности детей.
Согласно ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
Нужно отметить, что низкий уровень двигательной деятельности, начиная с дошкольного возраста, является первоочередной проблемой ухудшения состояния как физического, психического так и умственного развития детей. Поэтому актуальность и практический аспект данной проблемы состоит в том, что необходимость поднятия уровня двигательной деятельности должна начинаться именно с дошкольного возраста и продолжаться на протяжении всей жизни. Исходя из обозначенной проблемы , формулируем тему нашей работы : «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Цель работызаключается в раскрытии особенностей организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- Дать характеристику двигательному режиму в дошкольном учреждении.
- Раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.
- Изучить условию организации самостоятельной двигательной деятельности детей в старшем дошкольном возрасте.
Методологической основой работы являются труды РуновойМ.А., Степаненковой Э.Я., Козлова И.М., Снигур М.Е.ЛеонтьеваА.Н.ЗапорожецаА.В., УсовойА.П., и др.
Данная работа состоит из: введения, трех пунктов, рассматривающих теоретические аспекты самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста, заключения, списка изученной литературы.
ХАРАКТЕРИСТИКАДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
С 2013 года произошли существенные изменения в системе дошкольного образования, сначала с внедрением Федеральных государственных требований, а затем и ФГОС ДО.
Одной из главных задач ФГОС ДО является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Поэтому организация двигательной деятельности дошкольников является актуальной и занимает важное место в системе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Федеральным государственным образовательным стандартом определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Задача педагогов ДОУ – создание всех необходимых условий для реализации данной задачи.
Доказано специалистами, что основными причинами нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста являются интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности как по объему, так и по интенсивности. К сожалению, болезнь нашей цивилизации – малоподвижный образ жизни. Недостаток двигательной деятельности опасен так же, как недостаток кислорода! Можем предположить, что работа по реализации данной задачи актуальна не только в нашей республике.
Понятие двигательный режим включает в себя продолжительность, повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в течение дня. И подразумевает все виды организованной и самостоятельной деятельности, в которых четко выступают локомоторные (связанные с перемещением в пространстве) действия детей. Ст.12.2 СанПин «двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста и времени года.
При организации двигательного режима необходимо выполнять следующие требования:
Общая продолжительность двигательной активности занимает не менее 50% периода бодрствования, при этом 90% - средней и малой интенсивности, 10-15% -большой. Выполнение этих требований обеспечит предупреждение утомления ребенка на протяжении всего дня, создаст условия для правильного физического развития;
Согласно нормативно – правовым документам, регламентирующим санитарно-эпидемиологические правила и нормам для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями;
Объем двигательной активности воспитанников 5-7 лет в организованных формах оздоровительно-воспитательной деятельности должен составлять 6-8 часов в неделю с учетом психофизиологических особенностей детей;
За время пребывания ребенка в ДОУ использование разных форм физического воспитания должно обеспечивать двигательную активность в пределах от 9000 до 15000 движений, что соответствует физиологическим потребностям организма детей;
Для реализации двигательной деятельности детей используется оборудование и инвентарь физкультурного зала, групповых помещений и спортивных площадок в соответствии с возрастом;
Определенная часть двигательного режима, в которую входят как физические упражнения и специально подобранные для формирования систем и функций организма, так и коррекционная работа, которые проходят через индивидуальные и организационные формы работы;
Каждому ребенку необходимо дать возможность двигаться самостоятельно по собственному желанию, а не по принуждению;
Обязательна умеренная и целесообразная двигательная деятельность до завтрака и перед непосредственно-образовательной деятельностью, требующее от детей умственной нагрузки.
Учитывая индивидуальные особенности двигательной деятельности детей, оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно четкая структуризация, поэтому в ДОУ должна быть, разработана модель двигательной активности детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в течение недели, месяца, всего учебного года. Данная модель вариативна, содержание может корректироваться и составлена с учетом примерной программы «Детство» (см. Приложение 1).
При организации двигательной активности в условиях группы существует проблема. Дети не очень умеют правильно организовать самостоятельную деятельность, где пространство ограничено. Нужно создать условия, так как это одно из требований ФГОС (физкультурные уголки в группах, картотека разнообразных игр и т.д.). Вступивший в силу ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определенные требования:
- насыщенность
- полифункциональность
- вариативность
- доступность
- безопасность
- трансформируемость.
Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:
- временидвигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража;
- объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности;
- интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии при выполнении различных видов мышечной деятельности.
Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний. Задачи воспитателя заключается в том, чтобы дети уходя домой, имели интересную перспективу на завтра – поиграть в обещанную интересную игр, пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.
Таким образом, организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезке.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Двигательная деятельность – это совокупность двигательных актов.
Двигательная деятельность ребенка - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния ребенка, естественная биологическая потребность ребенка. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определенном уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующий организм ребенка.
В детском возрасте двигательную деятельность можно условно разделить на 3 составные части:
- Двигательная активность в процессе физического воспитания;
- Физическая активность во время обучения общественно – полезной и трудовой деятельности;
- Спонтанная физическая активность в свободное время.
Двигательная активность – это естественная и специально организованная двигательная деятельность ребенка, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние костной, мышечной и сердечно – сосудистой системы, так как связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальными в течение жизни человека играет разную роль. Потребность в движении индивидуальна, поэтому условно можно выделить в каждой группе детей большой, малой, средней подвижности. .
Уровень потребности в самостоятельной двигательной деятельности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.
Выделяют 3 уровня двигательной активности:
- Высокий уровень: для детей характерны высокая подвижность, высокий уровень развития основных видов движений, достаточно богатый двигательный опыт, позволяющий обогащать свою самостоятельную двигательную деятельность.
- Дети со средним уровнем двигательной активности имеют средние и высокие показатели физической подготовленности высокий уровень двигательных качеств. Для них характерно разнообразие самостоятельной двигательной деятельности.
- Низкий уровень двигательной активности - малоподвижные дети. У них наблюдается отставание показателей развития основных видов движений и физических качеств от возрастных нормативов, общая пассивность, застенчивость.
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка:
1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.
3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.
4. Умение действовать в новых условиях(поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.
5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.
6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Существует алгоритм построения самостоятельной деятельности детей:
Шаг 1 Определение и сообщение ребенку цели работы (индивидуально или в подгруппе)
Шаг 2 Ознакомление ребенка с последовательностью выполнения задания.
Шаг 3 Выбор ребенком с помощью взрослого способов действий ведущих к выполнению заданий.
Шаг 4 Планирование детьми своей самостоятельной деятельности по выполнению задания.
Шаг 5 Выполнение самостоятельной работы ребенком.
Шаг 6 Самоконтроль, самооценка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между НОД, в часы игр после дневного сна, и во время прогулки (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Двигательная деятельность детей тесно связана с игрой, а, следовательно, с предметами, игрушками, пособиями. Взрослые должны позаботиться о том, чтобы в распоряжении ребят были игрушки. Пособия, стимулирующие двигательную активность, повышающие интерес к движениям. Задача взрослых – научить детей правильно и разнообразно их использовать.
Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются разнообразные движения. Преимущество ее заключается в том, что ребенок сам выбирает движения, двигается в своем темпе, делает паузы, чередует их. Самостоятельная двигательная деятельность – это деятельность, которая возникает по инициативе ребенка. Занимаясь самостоятельно ребѐнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.
В дошкольном образовательном учреждении этот вид деятельности может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями
Двигательная деятельность детей старшего дошкольного возраста становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются формой воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыковпозволяет применять самые разные игры и сюжетные, и бессюжетные игры, эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.
Таким образом, самостоятельная двигательная деятельность включает в себя массу движений, выполняемых ребенком в процессе его жизнедеятельности. Создавая условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, взрослые способствуют развитию их инициативы, самостоятельности, что в конечном итоге ведет к развитию детского творчества. Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребенка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.
УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Формы работы по физическому воспитанию с дошкольниками представляют собой комплекс оздоровительно – образовательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. В этот комплекс входят организованные физкультурные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна, прогулки, подвижные игры и т.д.), а также самостоятельная двигательная деятельность.
Двигательная деятельность должна быть целенаправленна и соответствовать опыту ребенка, его интересам, желаниям, функциональным возможностям организма. Поэтому педагоги ДОУ заботятся об организации самостоятельной двигательной деятельности, ее разнообразии.
Мастерство педагога ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное и интересное для него занимательное дело, не подавляя его активности и инициативы?
Функция воспитателя - создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Организация самостоятельной двигательной деятельности подвижных детей должно идти не в направлении ограничения подвижности, а сосредоточения их внимания на движениях, требующих сдержанности, осторожности, осмысленности и управляемости. Полезны все виды метания, точные движения с мячами, ходьба и бег по ограниченной площади, действие с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди.
- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
- нормирование у воспитанников потребности двигательной деятельности и физическим совершенствованием;
- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
Приемы руководства, двигательной деятельностьюдетей одинаковы для детей разной подвижности. Так необходимо предоставить детям для движения достаточные площади, при этом для малоподвижных они увеличиваются, для детей большей подвижности могут несколько ограничиваться. Полезно объединять в совместных играх детей разной подвижности, давая одну игрушку, пособие на двоих, провести куклу, держа ее за руку по дорожке, играть вдвоем в лошадки с использованием обруча, скакалки, ленточки, прокатывать мяч друг другу, вдвоем вращать скакалку и т.д.
Игрушки и пособия надо располагать так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками можно повесить на разном уровне. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны наклониться, а к другой, наоборот потянуться, подняться на носки и т.п. К гаражу с машинами может вести дорожка прямая, а в следующий раз извилистая, к домику – лесенки высотой 100 см и т.п.
Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время надо помнить, что для детей характерна большая подражаемость. Увидев в руках у соседа мяч, ребенок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Постепенно по мере овладения детьми действием с пособием, игрушкой, воспитатель приучает малышей действовать совместно с одним предметом, например, покатать мяч друг другу или прокатить его по очереди по дорожке. Пособия необходимо периодически менять, чтобы у детей не пропал интерес к ним.
Личное участие взрослого в играх детей активизирует малышей, создает у них радостное настроение. Взрослый помогает ребенку своевременно сменить вид деятельности, чтобы не допустить утомления. При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей хорошо использовать полосы препятствий, которые чаще всего воспитателями используются в старших группах.
Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно, чтобы на участке помимо стационарных пособий, были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведерки, лопатки, санки, ледянки, велосипеды и т.п. Зимой самостоятельная двигательная деятельность будет более содержательной, если на участке есть снежные постройки: горки, снежные валы, тропинки из снега, снеговики, разноцветные льдинки и т.п. В разное время года взрослые продумывают различные двигательные задания.
На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем отличительной особенностью прогулок в старших возрастных группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Во время прогулок важно тщательно продумывать методы и приемы регулирования двигательной активности детей, следует основное внимание обращать на создание высокой вариативности педагогических условий, способствующихболее эффективной реализации двигательной активности детей, в основном путем подбора дифференцированных заданий. С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок важно использовать разные приемы.
Таким образом, различные средства, методы и приемы организации самостоятельной двигательной деятельности содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению здоровья детей, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста – одна из основных задач.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности детей. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной деятельности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.
Самостоятельная двигательная деятельность определена как сумма всех движений, производимых ребенком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.
Двигательный режим – часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.
С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально – мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.
Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
Таким образом, при правильной организации самостоятельной двигательной деятельности у детей воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и вырабатывается характер.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования. М, 2014.
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях – Сан – Пин 24.1.3049 – 13 №26 от 15.05.2013.
- Абрамян Л.А. Приемы и методы обучения дошкольников- М,2000.
- Бутин И.М., Викулов А.Д. Развитие физических способностей детей: книга для малышей и их родителей. Ярославль, 1996.
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М, Владос, 1999.
- Демидова Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей // Дошкольное воспитание, № 1, 2004.
- Зайченко Е.К. Повышение двигательной активности в самостоятельной игре// Дошкольное воспитание №4, 1999.
- Кулик Н.А. Диагностика физических навыков и качеств детей. М,2009.
- Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно – методическое материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. Волгоград: Учитель, 2007.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М, 2000.
- Михеева Е.В. Развитие эмоционально-двигательной сферы детей 4-7 лет по ФГОС. Изд.-во: «Учитель», 2014.
- .Рубцова И.В, Готовцева Я.В, Оптимальная двигательная активность: учебно-методическое пособие для вузов. Воронеж, 2007.
- Рунова М.А. Формирование оптимальной двигательной активности//Дошкольное воспитание №6, 2007.
- Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: методич.пособие. М, 2000.
- Рунова М.А. Движение день за днем. М,. ЛИНКА - ПРЕСС, 2007.
- Снигур М.Е. Формирование модели двигательной активности детей дошкольного возраста с оздоровительной направленностью // Успехи современного естествознания, 2009.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития дошкольников / Э.Я.Степаненкова. М, 2001.
- Степаненко Э.А. Физическое воспитание в детском саду. М,2008.
- Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений. СПб, Детство – Пресс, 2001.
- Шебеко В.Н. Ермак Н.Н. Шишкина В.А Физическое воспитание дошкольников: Учебное пособие. – М.1996.
- Шебеко.В.Н.Физическое воспитание дошкольников / В.Н. Шебеко. М, 2000.
- Шмнина В. Творческие подвижные игры/ В.Шмонина // Двигательная деятельность ребенка в детском саду. Издательство «Мозаика», М, 2000.
- БритоваЕкатерина Владимировна Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста» Опубликовано: 28 февраля 2015 вhttp://www.maam.ru
- Тарасова Оксана Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях ограниченного пространства